1) В марте 1930 г. для оказания технической помощи в Советский Союз были приглашены иностранные специалисты, в числе которых был немецкий инженер Эдвард Гротте. Под его руководством к осени 1931 г. на ленинградском заводе "Большевик" был разработан и изготовлен опытный средний танк ТГ. Но в серийное производство этот танк не пошёл. Работы над ТГ были прекращены, а от дальнейших услуг Э.Гротте решили отказаться.Но ещё в марте 1931 г. Э. Гротте предложил УММ РККА два варианта 1000-тонного сверхтанка с установкой вооружения в трёх или шести башнях ...
В башнях устанавливались два 304-мм орудия, четыре 152 и 76-мм и две 45-мм пушки. Экипаж танка состоял из сорока человек. Броневая защита лобовой части корпуса и башни достигала 300 мм, бортов - 250 мм, крыши и днища - 60-100 мм. На машине предполагалось установить несколько двигателей суммарной мощностью 24000 л.с. (17630 кВт), которые должны были обеспечить скорость движения до 60 км/ч. Трансмиссия танка - гидромеханическая с электрической системой управления. В ходовой части предусматривалось применение гидравлической подвески и тройных гусениц. При рассмотрении эскизного проекта машины было признано, что конструкция танка будет чрезвычайно громоздкой и сложной для освоения в производстве.
2) ТГ-5 — советский проект сверхтяжёлого танка массой более 1000 тонн межвоенного периода. Разрабатывался в 1931 году конструкторским бюро завода «Большевик» ОКБ-5 под руководством немецкого инженера-конструктора Эдварда Гротте.В марте 1930 года для оказания технической помощи в Советский Союз были приглашены иностранные специалисты, в числе которых был немецкий инженер Эдвард Гротте. Под его руководством к осени 1931 года на ленинградском заводе «Большевик» был разработан и изготовлен опытный средний танк ТГ, не пошедший в серию из-за высокой сложности, огромной стоимости и ошибок при проектировании. Однако, Гротте также предлагал советскому правительству целую серию тяжелых и сверхтяжелых машин, увенчанную исполинским 1000-тонным «наземным линкором».
По его замыслу это должна была быть машина с 3 или 6 башнями, в которых было бы установлено более десятка орудий, и бронёй до 300 мм. В движение конструкцию должны были приводить 2—4 корабельных двигателя общей мощностью 24 000 л. с. каждый, которые, согласно расчётам, должны были в сочетании с гидромеханической трансмиссией обеспечивать танку скорость до 60 км/ч. В ходовой части должны были использоваться тройные гусеницы и гидравлическая подвеска. Танк не был реализован ввиду чрезвычайно громоздкой и сложной для освоения в производстве конструкции, делавшей его постройку фактически нереальной. Примечательно, что в период Второй мировой войны в нацистской Германии рассматривался проект очень схожей машины, выполненный тем же автором — 1000-тонного танка Ratte. По ряду данных, проект был разработан на основании ранних идей Гротте.
3) Серия сверхтяжелых танков, разработанных советскими конструкторами под началом немецкого инженера Эдварда Гротте, так и осталась неосуществимой мечтой – то, что придумывал немец, было слишком дорогим, громоздким и в конечном итоге малофункциональным продуктом в условиях войны.
«Большевик» пытался родить «мышь».
Разработкой сверхтяжелого танка ТГ-5 («Танка Гротте») в начале 1930-х годов занималось КБ «Большевик», конструкторы которого трудились под началом немецкого немецкого инженера-конструктора Эдварда Гротте. Гротте был приглашенным специалистом. Он успел осуществить конструкторское воплощение среднего танка в деталях до осложнения взаимоотношений СССР с гитлеровской Германией. Впрочем, это обстоятельство не повлияло на перспективы воплощения замысла Гротте в жизнь. Оно в итоге оказалось нулевым. Согласно исторически исследованиям М. В. Свирина «Броня крепка: История советского танка 1919 – 1937», проектирование сверхтяжелого танка под руководством немца Э. Гротте на ленинградском заводе «Большевик» началось с осени 1931 года. Судя по исследованиям историков советского вооружения, Гротте стремился предложитьразнообразные варианты реализации своих смелых замыслов, но ни одна из задумок Гротте так и не осуществилась.
Что он собой представлял.
Конструкторское бюро «Большевика» под руководство Э. Гротте разработало проект более чем стотонного свехтяжелого танка «ТГ-5» (Т-42). Для сравнения: самый функциональный средний советский танк Т-34 1940 – 1950-х годов (основной танк РККА в Великую Отечественную войну) имел боевой вес 28,5 – 40 тонн. По проекту Гротте, эта 15-метровая максимально бронированная махина должна была иметь до пяти башен с более чем десятком разнокалиберных орудий. Четыре корабельных двигателя приводили машину в движение. В проекте танка предусматривалась 300-миллиметровая броневая защита лобовой части и башни (по бокам броня на 50 мм тоньше), мощные двигатели и гидромеханическая трансмиссия. В идеале танк на тройных гусеницах и с гидравлической подвеской смог бы развивать скорость до 60 километров в час. Все это хозяйство предполагалось обслуживать экипажу в 40 человек.
Находки Гротте.
Как писал историк, журналист, автор книг по военной технике времен Второй Мировой войны Михаил Борисович Барятинский, помыслы Эдварда Гротте были далеки от реальности – его многобашенный и полуторамиллионный по стоимости танк для массового производства комиссия Управления по механизации и моторизации РККА сочла нецелесообразным. Хотя, считает другой военный историк М. В. Коломиец, некоторые интересные инженерные результаты в процессе работы над проектированием ТГ-5 все же были получены. В частности, как прогрессивная была отмечена идея устроить в танке командирскую башню, интерес вызвали также и система противовоздушной обороны танка Гротте, принципы механических приводов (электро-сервоприводы).
Комментариев нет:
Отправить комментарий