23/07/24

Крейсер проекта 63 с атомной силовой установкой (СССР. 1956 - 1959 год).

Разработка первого советского корабля с ядерной энергетической установкой началась в соответствии с Постановлением СМ СССР № 1601-891, в котором требовалось в период с 1956 по 1962 годы создать новые типы кораблей с новым вооружением и новыми видами энергоустановок. Центральному конструкторскому бюро №17 поручили разработать проект легкого ракетного крейсера с шифром «63». Прорабатывалось несколько вариантов вооружения этих кораблей ...
Крейсер проекта 63 планировалось оснастить ракетами П-6 (модификация П-35 для подлодок) или П-40 в количестве от 18 до 24 единиц. Также рассматривался вариант использования ракет П-20, разрабатывавшихся в то время в конструкторском бюро С.В. Ильюшина (от 18 до 24 КР). Кроме того, на крейсерах предполагалось установить по четыре спаренные зенитные ракетные установки «Волна», шесть спаренных 76-мм зенитных автоматов и две РБУ-2500. На корабле имелся бы также и противолодочный вертолет.
Крылатая ракета П-20 проектировалась в ОКБ-240 Сергея Ильюшина с апреля 1956 года. Она, грубо говоря, представляла собой трубу прямоточного двигателя. Все оборудование ракеты размещалось в кольцевых отсеках, нанизанных на этот двигатель. Длина КР составляла около 21 м, размах крыльев – 7,25 м, максимальный диаметр корпуса – около 2 м. Стартовый вес П-20 с ускорителями – 27–30 тонн. Вес боевой части со спецзарядом типа «46» – около 3 тонн. Мощность спецзаряда – 1–3 мт. Дальность полета – примерно 3000 км. Маршевая высота полета – 24–30 км. Скорость – 3200 км/час. Круговое вероятное отклонение при астрокоррекции – 0,5 км, без астрокоррекции – 10 км.
Для самообороны крейсер должен был нести зенитные ракеты комплекса М-1. Крейсер противовоздушной обороны, согласно эскизному проекту, имел менее широкую номенклатуру ракетных вооружений: его планировалось оснащать только ЗРК М-3. На обоих кораблях предусматривались артиллерийские установки различных калибров, зенитные автоматы и т.п. К началу лета 1957 года ЦКБ-17 подготовило эскизный проект крейсера и представило его для рассмотрения командованию военно-морского флота. В середине 1957 года, в соответствии с требованиями эскизного проекта крейсера «63», в НИИ-8 (ныне НИКИЭТ им.Н.А. Доллежаля) началось создание реактора и сопутствующего оборудования. Точные параметры этого проекта до сих пор не стали достоянием общественности, но из некоторых источников известно, что на максимальной мощности ЯЭУ могла бы обеспечить новому крейсеру скорость до 32 узлов.
Технический проект крейсера (стандартное водоизмещение – 15–16 тыс. тонн, скорость полного хода – 32 узла) был готов в 1958 году. Закладка головного корабля предполагалась на заводе № 189 в Ленинграде со сдачей его заказчику в 1961 году. Согласно плану, заводы № 189 и № 144 должны были в 1961–1964 годах построить семь атомных крейсеров. По состоянию на начало 1957 года планировалось сдать флоту головной крейсер, построенный на ленинградском заводе №189 (ныне Балтийский завод), в 61-м году. Следующие три года отводились на постройку серии из семи крейсеров. В середине 1958 года вся документация по проекту отправилась в Государственный комитет по судостроению при Совете министров. В результате рассмотрения предоставленных бумаг, а также некоторых смежных вопросов, чиновники решили прекратить проект. Главной причиной этого стала неготовность промышленности и конструкторских организаций. По настоянию Хрущева постановлением Совмина от 3 декабря 1958 года работы по атомным крейсерам проекта 63 были прекращены. Весной 1959 года все работы по проекту 63 прекратились.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий