15/07/24

Проект САУ AFAS M1 / FARV M1 (США. середина 1980-х годов).

В середине 1980-х годов в США изучался вопрос создания перспективной 155-мм самоходной гаубицы для замены существующей M109 Paladin, что в итоге привело к старту программы AFAS и к появлению опытной САУ XM2001 Crusader. В этот период предлагался и прорабатывался проект самоходного артиллерийского комплекса на базе шасси основного боевого танка M1 Abrams ...
Концепт был разработан группой специалистов во главе с генерал-майором Робертом Дж. Суннеллом. Они предлагали сделать целое семейство техники на шасси M1 под названием AFV (Armored Family Of Vehicles – «Семейство бронированных машин»). Это семейство, вместе с прочими машинами, включало самоходную артустановку и транспортно-заряжающую машину для нее. Концепт оставался актуальным достаточно долго и даже дожил до старта программы AFAS (Advanced Field Artillery System – «Усовершенствованная система полевой артиллерии»). На этом этапе САУ получила обозначение AFAS/M1. ТЗМ для нее назвали – FARV/M1 (Future Armoured Resupply Vehicle – «Перспективная бронированная заряжающая машина»). В качестве основы для САУ и ТЗМ предлагалось переработанное шасси ОБТ M1. Объем и характер доработок зависели от типа строящейся техники, поскольку САУ и ТЗМ заметно отличались друг от друга. При этом предусматривалась некоторая унификация новых агрегатов. Готовое танковое шасси упрощало производство и эксплуатацию техники, но переработка брони исключала работу в одних порядках с ОБТ. В проекте AFAS/M1 c шасси убрали башню и наиболее мощные элементы лобовой брони. На ТЗМ FARV/M1 также сняли крышу корпуса. В носу такой платформы расположили унифицированную кабину экипажа. В нижней лобовой детали, под кабиной, предусмотрели люк для передачи боеприпасов. За кабиной находилась надстройка нужной формы и башня. В корме сохранялось моторно-трансмиссионное отделение.
САУ и ТЗМ сохранили штатный двигатель Honeywell AGT1500 мощностью 1500 л.с. и трансмиссию. Гидравлическая и электрическая система изменились. Ходовая часть не перерабатывалась, но рассматривалась возможность применения гидропневматической подвески. Самоходная гаубица AFAS/M1 могла иметь необычную конструкцию и заметно отличаться от большинства САУ. Проект предусматривал применение нестандартной компоновки, широкой автоматизации процессов и развитого комплекса обороны. В передней части корпуса AFAS/M1 находилась кабина с рабочими местами четырех членов экипажа – водителя, командира, стрелка и оператора артиллерийской системы. Кабине дали развитое остекление с хорошим обзором вперед. В бортах имелись двери, в крыше – люк. Командир располагал башенкой с пулеметом. Обитаемый отсек должен был оснащаться коллективной системой защиты от оружия массового поражения. Кабина являлась частью подковообразной в плане надстройки. Задние части такой надстройки находились на надгусеничных полках. Над штатным погоном корпуса оставалось свободное место. Надстройка, включая кабину, имела противопульное бронирование. На месте танковой башни поместили необитаемый модуль с основным вооружением. В транспортном и боевом положении ствол гаубицы направлялся назад по ходу движения. Горизонтальная наводка выполнялась в пределах сектора, ограниченного надстройкой. САУ AFAS/M1 предложили оснастить 155-мм орудием JBMOU немецкой разработки. Орудие под раздельно-картузное заряжание закреплялось на установке с автоматикой наведения. Использовался ствол длиной 52 калибра с щелевым дульным тормозом. Ввиду высокой мощности гаубица нуждалась в развитых противооткатных устройствах.
В башне и в корпусе рядом с башней помещались механизмы автомата заряжания. Рядом, под кабиной и в центре корпуса находились механизированные укладки. Боекомплект мог включать до 60 выстрелов со снарядами разного назначения и модульными переменными зарядами MACS. Все операции с боеприпасами, от приема на машину до досылания в камору, должны были выполняться автоматикой по командам экипажа. Для перегрузки боеприпасов с ТЗМ планировалось использовать специальный транспортер. Он находился на заряжающей машине и мог соединяться с самоходкой через люк в нижней лобовой детали. После этого ТЗМ могла передавать снаряды и заряды в боевую машину. САУ автоматически раскладывала их по ячейкам укладок.
По расчетам инженеров, автомат заряжания позволял сделать первые 3 выстрела за 9,2 сек. При длительной стрельбе темп устанавливался на уровне 9 выстр./мин. Прорабатывалась стрельба в режиме «шквал огня». Серия из 4-8 выстрелов с выводом снарядов на разные траектории занимала всего 4 сек. САУ нуждалась в новой системе управления огнем. Предлагались компьютеризированные средства управления, система спутниковой навигации, радиосвязь с возможностью принятия целеуказания и т.д. Также требовались алгоритмы управления всей бортовой автоматикой, разгружающие экипаж. Для самообороны машина AFAS/M1 могла нести сразу две системы разного назначения. На командирской башне конструкторы поместили пулемет нормального или крупного калибра. У правого борта надстройки за кабиной планировалось устанавливать пять ячеек для ТПК с управляемыми ракетами «земля-воздух». Таким образом, экипаж мог защитить себя и свою машину как от пехоты, так и от авиации. Для работы с САУ разработали унифицированную ТЗМ FARV/M1 на том же шасси с аналогичной кабиной. Конструкция других агрегатов и состав оборудования отличались и соответствовали роли машины. FAVR/M1 получила более длинную коробчатую надстройку с кормовыми выступами. Для ее монтажа следовало убирать крышу корпуса с местом для башни. В передней части надстройки помещалась кабина экипажа; все прочие объемы отдавались под боеприпасы и средства их хранения / передачи.
Экипаж ТЗМ тоже состоял из трех человек и помещался в кабине. Кабина сохраняла двери, люк и пулеметную башенку. При необходимости один из членов экипажа мог перейти в кормовую часть надстройки, где находилась вторая пулеметная башенка. Для загрузки контейнеров с боеприпасами надстройку оснастили кормовой дверью и люком в крыше. Это позволяло принимать контейнеры с автомобилей или при помощи подъемного крана. Внутри корпуса и надстройки помещались ячейки на 180 выстрелов раздельного заряжания – три полных боекомплекта для САУ. Для перегрузки боеприпасов на боевую машину предназначалась система VAS (Vehicle Aligment System). Из люка в носовой части ТЗМ должна была выдвигаться конструкция в виде фермы с конвейером. Она входила в соответствующий люк САУ и подавала в нее снаряды с зарядами. Предлагалось два основных режима работы FAVR/M1 и ее ТЗМ. Первый предусматривал перегрузку боекомплекта в условиях запасной позиции. Загрузка всего боекомплекта занимала 20-30 мин. Второй режим предлагал соединение двух машин прямо на огневой позиции. В таком случае САУ AFAS/M1 могла вести непрерывный огонь по целям, а ТЗМ FAVR/M1 тут же подавать ей снаряды. Такой режим обеспечивал непрерывную скорострельность на уровне 10-12 выстрелов в минуту.
В отличие от САУ, ТЗМ могла нести два пулемета для самообороны. Также имелся унифицированный бортовой отсек под зенитные ракеты. Наличие последних предъявляло определенные требования к бортовой электронике. Концепт комплекса AFAS/M1 имел ряд положительных особенностей и преимуществ перед другими САУ. Машины такого рода вполне могли найти место в армии. Высокие оценки получила как унификация с серийным ОБТ, так и ожидаемые боевые качества. Для AFAS/M1 предлагалось орудие JBMOU. C его помощью САУ могла бы атаковать цели на дистанциях до 35-40 км, в том числе с применением управляемых боеприпасов. Максимальная автоматизация процессов подготовки к выстрелу давала серьезный прирост характеристик, а также исключала человеческий фактор и снижение параметров по мере продолжения работы. В будущем такая пушка показала высокие характеристики и нашла применение на САУ PzH 2000. Транспортно-заряжающая машина FAVR/M1, насыщенная автоматикой, как считалось, могла максимально просто и эффективно выполнять свои задачи. Кроме того, плюсом было наличие двух режимов работы. По оценкам восьмидесятых годов, проектирование САУ и ТЗМ могло занять несколько лет. Принятие на вооружение могло состояться к середине девяностых. Эксплуатация такой техники должна была продлиться, как минимум, до середины двадцатых годов XXI в. К этому времени ожидалось появление принципиально новых образцов.
По некоторым оценкам, комплекс AFAS/M1 – FAVR/M1 имел серьезные преимущества перед другими своего класса. В частности, такие САУ и ТЗМ могли выгодно отличаться от машин XM2001 Crusader и XM2002 ARV. Преимущества перед ними были связаны с применением готового шасси и меньшим количеством чрезмерно новых и смелых решений. Однако проект AFV или AFAS/M1 остался на стадии концепта. Армия изучила имеющиеся предложения и выбрала лучшее из них. Создание новой САУ поручили компаниям United Defense и General Dynamics – вскоре они создали изделие XM2001. Этот образец дошел до испытаний, но дальше не продвинулся. «Крусейдер» оказался слишком сложным и дорогим, и в 2008 году от него отказались. Трудно говорить, как могло бы пойти развитие американской самоходной артиллерии, если бы Пентагон заинтересовался концепт-проектом Р.Дж. Суннелла. Применение готовых шасси и вооружения в известной мере упрощало проект, но инженерам предстояло разработать множество других систем. На этом этапе стоило ожидать серьезные затруднения или проблемы. Таким образом, вполне возможно, что попытка создания комплекса AFAS/M – FAVR/M1 или иных проектов семейства AFV закончилась бы так же, как и работы по XM2001 Crusader. Однако история не знает сослагательного наклонения, и в настоящее время армии США приходится в очередной раз модернизировать существующие САУ M109, а замена для них остается делом отдаленного будущего.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий