09/07/24

Проект ЗРК AMX Javelot (Франция. 1970 -1973 год).

Вот как это правильно назвать : зенитно-ракетный комплекс с неуправляемыми ракетами или зенитная РСЗО? На ранних этапах развития зенитных ракетных систем неоднократно предлагались различные проекты комплексов, использующих залповую стрельбу неуправляемыми реактивными снарядами. Системы такого рода были временным решением, и появление полноценных управляемых ракет сделало их ненужными. Тем не менее, о подобных идеях не забыли. В начале семидесятых во Франции прорабатывался проект оригинального ЗРК под названием AMX Javelot ...
Работы по новому проекту стартовали в 1970 г. и велись в рамках военно-технического сотрудничества Франции и США. Основную часть финансирования взяли на себя США, тогда как проектные работы осуществлялись французскими специалистами. Готовый образец должен был поступить на вооружение Франции, а также мог пойти на экспорт. Общую координацию работ по проекту выполняло Управление сухопутных вооружений (Direction technique des armements terrestres – DTAT). Разработка основных средств ЗРК поручалась компании Thomson-CSF. Предприятие Ateliers de construction d'Issy-les-Moulineaux отвечало за подготовку необходимого шасси и интеграцию систем. Проект нового ЗРК получил рабочее обозначение Javelot («Дротик»). В современных источниках встречаются названия AMX Javelot и AMX-30 Javelot, указывающие на одного из разработчиков, а также на тип базового шасси. В основе проекта лежала интересная идея, предусматривавшая объединение ракетных и артиллерийских технологий. ЗРК предлагалось вооружить пусковой установкой для залповой стрельбы реактивными снарядами. Таким образом, в одном комплексе принцип прицельной стрельбы, как в артиллерии, объединялся с ракетными технологиями. Перспективный ЗРК AMX Javelot предлагалось строить на основе существующего танкового шасси. Его заимствовали у танка AMX-30, показывавшего приемлемые характеристики подвижности и грузоподъемности. Предлагалось удалить башню и часть внутренних агрегатов. На месте обитаемых отсеков и боевого отделения помещались обновленные рабочие места экипажа и средства перезарядки.
Для «Дротика» разработали новый боевой модуль, устанавливаемый на месте танковой башни. Его построили на основе U-образной поворотной опоры с креплениями для необходимых устройств. В центре поместили качающуюся пусковую установку с гидравлическим приводом, а на бортах находились антенны двух радиолокаторов разного назначения. Согласно проекту, пусковая установка представляла собой бронированный пакет с 96 трубчатыми направляющими для неуправляемых ракет. Калибр направляющей составлял всего 40 мм, что позволило разместить на установке ограниченных размеров большое число ракет. Направляющие устанавливались с небольшим разведением в стороны. ПУ имела электрические средства управления запуском, обеспечивавшие залповую стрельбу в разных режимах. Проект предусматривал возможность перезарядки ПУ. Для этого внутри корпуса располагалась механизированная укладка с вертикальным расположением боеприпасов. После израсходования ракет пусковая установка должна была подниматься в вертикальное положение, что позволяло подать в нее новые снаряды и продолжать стрельбу. ЗРК Javelot предлагалось оснастить двумя РЛС для обнаружения целей и управления стрельбой. Также предусматривались отдельные оптические приборы для поиска целей и стрельбы. Данные со всех средств поиска и наведения выдавались на пульты операторов.
Для «Дротика» разработали оригинальный боеприпас – неуправляемую ракету, способную работать в ПВО ближней зоны. Ракета имела длину всего 370 мм и калибр 40 мм. Изделие весило 1030 г, из которых 400 г приходилось на осколочно-фугасный заряд. Использовался твердотопливный двигатель, способный обеспечить скорость до 1100 м/с. Эффективная дальность стрельбы определялась на уровне 1,5-2 км. В проекте использовался контактный взрыватель, но в дальнейшем мог появиться дистанционный. Система управления огнем обеспечивала сопровождение целей и выработку данных для стрельбы с необходимым упреждением. Роль оператора была сокращена до минимума, что позволяло дополнительно повысить вероятность поражения цели. ЗРК мог вести стрельбу залпами по 8, 16 или 32 ракеты в каждом. Предполагалось, что массированный запуск неуправляемых ракет позволит перекрывать целый участок траектории цели, а вероятность прямого столкновения будет достаточной для ее надежного поражения. Максимально возможная точность должна была обеспечиваться эффективными средствами поиска и СУО. Предварительные расчеты показывали, что при стрельбе по цели типа «самолет» на дистанции 1500 м вероятность поражения как минимум одной ракетой достигала 70%. При этом, в зависимости от параметров полета цели, ЗРК мог сделать несколько залпов по ней и добиться надежного поражения. С подобными характеристиками изделие AMX Javelot могло найти применение в войсковой ПВО и стать эффективным средством ближнего действия. Проектные работы по теме Javelot продолжались до 1973 г. На поздних стадиях проектирования был построен макетный образец нового зенитного комплекса. В нем были реализованы основные идеи проекта, но имелись существенные отличия. По-видимому, выполнение всех планов в ограничениях имеющегося шасси и при использовании доступных технологий оказалось затруднительным.
В отличие от «бумажного» ЗРК, макет не получил увеличенную подбашенную коробку с основанием для поворотной пусковой установки. Заметно изменились радиолокационные средства. Пусковую установку пришлось уменьшить, в результате чего боекомплект с 96 единиц сократился до 64. При этом боевые качества и вероятность поражения цели могли остаться на прежнем уровне. При помощи такого макета проверялись некоторые идеи и решения, а также определялись дальнейшие пути развития проекта. Параллельно велись работы по созданию аналогичной зенитной системы для флота под названием Catulle. В скором будущем должен был появиться первый опытный ЗРК, необходимый для проведения испытаний. Однако в 1973 году все работы были свернуты. Полноценный опытный образец не строили. Заказчик счел проект Javelot бесперспективным. Вместе с ним закрыли и все направление зенитных комплексов с неуправляемыми ракетами. В дальнейшем Франция не разрабатывала подобные системы. По сути, изделие AMX Javelot имело лишь одно положительное качество – его неуправляемые ракеты были дешевле боеприпасов любого другого ЗРК. Однако желание сэкономить на ракетах привело к необходимости проработки специфических идей, результаты чего оказались достаточно скромными. Недостатки комплекса очевидны. Легкие и скоростные реактивные снаряды обеспечивали поражение целей в ближней зоне, но увеличение дальности стрельбы оказывалось невозможным. Кроме того, по таким характеристикам «Дротик» проигрывал артиллерийским системам близких калибров.
Отсутствие средств управления на ракетах планировалось компенсировать совершенной СУО, способной рассчитывать данные для точной стрельбы. Тем не менее, даже по расчетной вероятности поражения цели одним залпом Javelot проигрывал ЗРК своего времени. В связи с этим проблемой мог стать ограниченный боекомплект боевой машины. ЗРК из проекта мог сделать не более 12 залпов до перезарядки; макетный образец имел боеприпасы только на 8 залпов. В ходе боя могла сложиться ситуация, при которой один комплекс был бы вынужден потратить все наличные ракеты только на одну или две цели. Таким образом, результатом проекта Javelot стал зенитный комплекс характерного облика с минимальными преимуществами и целым рядом существенных недостатков. Такая техника не заинтересовала французских военных, что привело к остановке проекта. Естественно, новую разработку не стали выводить на международный рынок. В ходе проекта AMX Javelot французские инженеры изучили и проработали любопытную концепцию зенитного ракетного комплекса с неуправляемыми реактивными снарядами. Готовый проект получился интересным с технической точки зрения, но бесперспективным. Заказчик изучил расчетные возможности нового образца – и решил отказаться от всего направления. В дальнейшем Франция разрабатывала только «традиционные» ЗРК.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий