На протяжении 1930-х и 1940-х годов в шведском танкостроении доминировала компания AB Landsverk. В начале 1930-х конкуренцию компании из Ландскруны пыталась составить Bofors, которая на тот момент находилась под контролем немецкого концерна Krupp. В тот раз из этого ничего не получилось, дело не дошло даже до создания опытных образцов. Bofors прочно обосновалась в нише производителя вооружения, в том числе танкового, которую занимает и по сей день. Но желание расширить сферу деятельности оставалось, тем более что что разработки Landsverk во второй половине 1940-х годов буксовали ...
Начиная с 1943 года Bofors работала над концепцией магазинного питания для танковых орудий. Впервые магазинное питание было спроектировано для среднего танка Strv m/42, который планировалось перевооружить длинноствольным орудием калибра 75 мм. Был даже построен полноразмерный макет башни, но в конце концов от орудия с обоймой на 5 патронов военные отказались. Тем не менее, на Bofors работы по данной тематике свёрнуты не были. В результате появилась новая система, которую позже запатентовал инженер фирмы Генри Алдрин. На сей раз магазин находился не сбоку, а сзади орудия. Обладавшая определенной гибкостью система подачи патронов позволяла перезаряжать орудие при разных углах горизонтальной и вертикальной наводки. Существенным минусом конструкции было то, что она занимала большой объем позади орудия. В качестве механизма заряжания для танковой пушки её можно было использовать только при наличии у башни большой кормовой ниши. А вот при использовании такой конструкции на самоходной установке проблем было бы куда меньше.
Bofors разрабатывала разнообразную артиллерию, в том числе и корабельную. Новую систему подачи патронов получила серийная корабельная пушка 12 cm automatkanon M/50, которая устанавливалась на эсминцах. Скорострельность орудия составляла 45 выстрелов в минуту.
На танках или САУ столь громоздкая система выглядела излишней, но морской калибр 120 мм конструкторы сохранили. Длину ствола сократили до 18 калибров, при этом начальная скорость снаряда уменьшилась до 525 м/с. В результате получился «окурок», очень похожий на 75-мм орудие 7.5 cm StuK L/24, ставившееся на немецкие САУ StuG III. Орудие получило внутреннее обозначение Automatkanon 120 mm. Хитрая система подачи снарядов позволяла сохранить углы наводки в достаточно большом диапазоне – от −10 до +25 градусов по вертикали, а также 30 градусов по горизонтали. Скорострельность орудия при этом составляла 50 выстрелов в минуту. Получилась очень интересная система, отлично подходящая для поддержки пехоты.
В 1948 году начались работы по созданию самоходной установки с вооружением в виде Automatkanon 120 mm. Работы над машиной, как и над самими орудием, велись Bofors по собственной инициативе. Проект опытной штурмовой машины был готов в конце декабря 1948 года, а построили её год спустя. Внутри Bofors её называли просто Sav, также она известна как Bofors Sav 12 cm. Самоходная установка получилась не менее необычной, чем орудие, которое на ней стояло.
Шасси с открытым сверху боевым отделением было довольно длинным, широким и очень низким. Высота САУ составила чуть больше двух метров, при этом линия огня находилась в 1800 мм от земли. Орудие, установленное на специальной тумбе, довольно сильно выступало вперед. Уравновешивалась конструкция благодаря тому, что агрегаты моторно-трансмиссионной группы находились сзади.
Значительную часть боевого отделения занимал магазин, в котором находились 62 патрона к Automatkanon 120 mm. Благодаря использованию автомата заряжания экипаж установки составил всего 3 человека.
Ещё одной необычной деталью Bofors Sav 12 cm стало крайне слабое бронирование. Толщина брони в лобовой части составляла 30 мм, а на бортах и корме – всего по 15 мм. Конструкторы Bofors посчитали, что защиты от стрелкового вооружения для их САУ вполне хватит.
Даже со столь тонкой броней Bofors Sav 12 cm получилась совсем не легкой. В различных источниках её боевая масса указывается в пределах от 17,9 до 20 тонн. Для обеспечения подвижности машина получила 400-сильный двигатель Volvo A8B, который ставился и на Strv m/42 EH. На испытаниях машина развила максимальную скорость 52 км/ч. В отличие от других шведских боевых машин того периода, трансмиссия Bofors Sav 12 cm находилась сзади.
Технической информации об этой САУ сохранилось мало. Дело в том, что шведские военные весьма прохладно отнеслись к данной разработке. Машина получилась чересчур тяжелой, да и цена её была, мягко говоря, не очень адекватной. Подобная техника рассматривалась шведскими военным как средство поддержки пехоты, а оно не должно было быть очень дорогими. Поэтому даже каких-то серьёзных испытаний новой установки не проводилось.
Для Bofors эта разработка не оказалась пустой тратой времени. Система заряжания пригодилась сначала для проектов EMIL/Krv, а затем она эволюционировало в то, что можно увидеть на Strv 103. Тем не менее, некоторое влияние на более поздние машины Bofors Sav 12 cm всё же оказала. Шведские лёгкие САУ и далее проектировались легкобронированными, подвижными и невысокими.
Комментариев нет:
Отправить комментарий