01/07/24

Проект ракетного танка (истребителя танков) "Caesar" (Великобритания. 1958 год).

Проект "Caesar" являлся результатом работ проектной группы (4th TTO mechanised) расположенной на военной базе Бовингтон (Bovington camp) школы танковой техники (School of Tank Technology – STT). Результатом этих работ должен был стать тяжелый ракетный истребитель танков, который как и более поздние проекты Cerebos и FV4010, был бы способен на дальних дистанциях уничтожать тяжелые советские танки. Ключевыми критериями проекта были использование серийно изготавливавшихся на тот момент шасси, ракетное вооружение и бронирование отсека с боеприпасами, способное защитить от 150-мм фугасных (high-explosive – HE) снарядов ...
Проектная группа приняла решение использовать шасси среднего танка Centurion Mk III, что должно было привести к меньшей нагрузке на производство и означало бы, что задержек внедрения новой боевой машины не будет, поскольку компании-производителю не потребуется полное переоборудование существующих линий. В дополнительным плюсом такого решения должно было стать облегчение подготовки экипажей как в бронетанковых (Royal Armoured Corp – RAC), персонал которых уже был знаком с «центурионами», так и в артиллерийских (Royal Artillery – RA) войсках (в этом случае они по-прежнему должны были получить помощь со стороны RAC и инженерной ремонтно-восстановительной службы Royal Electrical Mechanical Engineers – REME). Такие факторы, как совместимость с находящимися на вооружении танками и унификация делало такое совместное использование шасси крайне желательным. К 1958 году детские болезни «центурионов» были уже излечены. Перед началом работ конструкторская группа осмотрела лишенный башни корпус «центуриона», который на тот момент находился в танковом музее в ожидании своей дальнейшей участи. По результатам осмотра инженеры STT отметили, что ширина, форма и общие размеры корпуса танка идеально подходят для повторного использования, а сам танк уже изготовлен в соответствии с требованиями к материально-техническому снабжению и перевозке по железной дороге. Проектная группа разработала планы по удалению башни и подготовила чертежи более крупной бронированной рубки, которая должна была быть установлена в передней части корпуса. Основным вооружением истребителя танков должны были стать тяжёлые, весом 91 кг, ракеты с неавтоматическим командным наведением по линии визирования Manual Command to Line Of Sight (Manual Command to Line Of Sight – MCLOS) и управлением по проводам. Эта ракета была похожа на ПТУР Project J, которая позднее была переименована в Malkara (как уже было сказано ранее работы по дальнейшему развитию этих ракет осуществлялись в Австралии). Первоначально планировалось, что рубка должна была быть оснащена направляющей с гидравлическим приводом, но затем от данной идеи отказались, поскольку ее использование снижало бы защищенность истребителя танков. Затем инженеры STT оценили вес и внутренний объем башни, пушки, боеприпасов, мест размещения боеприпасов танка Centurion Mk III и вычли их из общих веса и размеров «центуриона». Освободившийся вес позволял создать в передней части корпуса танка бронированную рубку, в которой должны были размещаться 12 противотанковых ракет. Пусковой кронштейн и направляющая с размерами 1,50 × 0,25 м удерживались внутри корпуса под закрытым створкой. Для загрузки ракет (устанавливались в вертикальных стеллажах) была предусмотрена небольшая лебедка. Эта лебедка должна была фиксатором соединяться с ракетой и поднимать ее, затем заряжающий вручную устанавливал ее на направляющей. После этого данная направляющая поворачивалась относительно точки крепления (во время перемещения одна из оконечностей направляющих перемещалась по желобкам) и вставала в горизонтальном положении. Как только ракета была установлена на направляющей, кили и крылья ракеты при помощи шарниров устанавливались в боевом положении. Затем направляющая и пусковой кронштейн выдвигались наружу через люк в крыше рубки, имевший размеры 1,80 × 0,38 м и оснащенной двумя подпружиненными створками. Когда направляющая и пусковой кронштейн находились вне рубки, а крылья ракеты уже были развернуты и зафиксированы, направляющая могла поворачиваться вокруг своей оси на 360° с помощью гидравлического насоса, размещенного в нижней части рубки. Тот же насос использовался для поворота направляющей вверх и вниз на 45° относительно горизонтали. После пуска направляющая и пусковой кронштейн убирались назад в рубку и поворачивались в вертикальное положение. Там новая ракета устанавливалась на направляющей, и процесс начнется снова. Бронирование лобового листа рубки должно было составлять 76,2 мм, сам лист должен был быть установлен под углом 48° к вертикали. Борта рубки должны были защищать установленные под углом 30° плиты толщиной 50,8 мм. Задняя стенка рубки и ее крыша должны были защищаться вертикальной и горизонтальной 38,1 мм плитами. Для бронирования рубки должна была быть использована сталь I.T.80. Нижняя часть оставалась такой же, как у танка Centurion Mk III. Рабочее место командира экипажа было оснащено небольшой башенкой со встроенными системой наведения и пулеметом, оснащенным непрерывной лентой на 500 патронов и предназначенным для защиты от пехоты противника. Остальные четыре члена экипажа размещались внутри рубки в довольно странных местах. Механик-водитель размещался в передней левой части рубки и имел небольшой люк, установленный в рубке подобно тому, как это позднее было сделано на FV3805. Размеры люка позволяли механику-водителю высунуть голову во время движения задним ходом и посмотреть, что находится сзади. Caesar и FV3805 должны были иметь почти идентичную компоновку. Конструкторы приняли довольно странное решение вооружить механика-водителя 7,62 мм пулеметом в шаровой установке. Командир и стрелок размещались на левой стороне в ступенчатой конфигурации и пользовались общими перископами, размещенными в одной башенке. Заряжающий должен был быть размещен в правой стороне рубки. Силовая установка должна была состоять из двигателя Rolls Royce Meteor, которым был оснащен оригинальный «центурион», и большинство их особенностей осталось прежними. Единственным реальным различием был установленный в задней части корпуса дополнительный, 546 литровый, топливный бак. В целом было сочтено, что ремонт и техническое обслуживание двигателя будут упрощены из-за отсутствия необходимости поворачивать башню (в отличие от «центуриона», где чтобы добраться до съемных панелей необходимо было повернуть башню).
 
https://alternathistory.ru/ (Иван Бякин).

Комментариев нет:

Отправить комментарий