1) В 1980-х годах ВВС США проявляли особый интерес к многообещающим стелс-технологиям. Разрабатывались новые образцы авиационной техники разного назначения, а затем появилась концепция малозаметных средств поражения. Первым образцом такого рода могла стать управляемая ракета «воздух-воздух» с рабочим названием «Have Dash». Однако в силу разных обстоятельств эта программа не завершилась с желаемым результатом ...
Проект Have Dash разрабатывался с середины восьмидесятых годов с соблюдением всей необходимой секретности. Впрочем, в начале следующего десятилетия некоторая информация о нем попала в открытую печать. Позже, уже после завершения работ, были опубликованы новые подробности. Тем не менее, значительная часть данных по Have Dash до сих пор остается закрытой. В разное время в различных неофициальных источниках появлялись те или иные сведения о ходе работ и технических аспектах проекта.
Некоторые из них выглядят правдоподобно, но официальные подтверждения или опровержения отсутствуют. По открытым данным, проект Have Dash стартовал в 1985 году. Головным исполнителем работ была Лаборатория вооружений (база Эглин, шт. Флорида), ныне входящая в состав Научно-исследовательской лаборатории ВВС (AFRL). Работы начались с исследований и опытов в стендовых условиях.
Целью программы являлось создание малозаметной ракеты «воздух-воздух» для вооружения современных и перспективных стелс-истребителей. В связи с этим к ракете предъявлялся ряд особых требований. Следовало создать оружие большой дальности с высокими летными и маневренными характеристиками. Требовалось обеспечить радиолокационную малозаметность ракеты в полете. Кроме того, она не должна была портить характеристики носителя.
Научно-исследовательские работы продолжались до 1988 года. За прошедшее время специалисты изучили потенциал имеющихся стелс-технологий в контексте АСП. Также нашли новые способы снижения заметности, пригодные для использования в ракете. Провели испытания отдельных компонентов и выполнили компьютерное моделирование. Итогом первого этапа Have Dash стала выработка основных особенностей облика ракеты и выбор технологий для полноценного проекта.
В 1989 году лаборатория вооружений начала проект Have Dash II – теперь речь шла об опытно-конструкторских работах, направленных на создание опытных и серийных образцов. Непосредственную разработку ракеты поручили компании Ford Aerospace (в 1990 году вошла в состав Loral Corporation как Loral Aeronutronic).
Разработка проекта заняла несколько лет, и в 1992-1993 годах проект удалось довести до стадии летных испытаний. По одним данным, к этому времени был сформирован окончательный облик будущей ракеты. Согласно другим источникам, на испытания вывели Have Dash II в иной конфигурации, и затем ракета должна была пройти новую доработку.
Известно, что компания-разработчик изготовила всего несколько опытных образцов, не более 3-5 единиц. Все они были использованы в летных испытаниях. После проведения тестовых пусков было принято решение закрыть проект. Соответственно, разработка и производство не продолжились, ракета не поступила на вооружение, а ВВС не получили принципиально новое вооружение.
Главной задачей проектов Have Dash являлось максимальное сокращение радиолокационной заметности, что сказалось на облике и конструкции готовой ракеты. При разработке использовались некоторые стелс-технологии, заимствованные из «большой» авиации. Также применили некоторые новые решения.
Изделие Have Dash II представляло собой ракету длиной около 3,6 м массой до 180 кг. Предполагалось обеспечить скорость полета до 4М, дальность порядка 50 км и маневрирование с перегрузкой до 50. Из-за специфических требований ракета имела характерный внешний вид и особую конструкцию.
Предлагалось использовать корпус большого удлинения необычной формы. Заостренный головной обтекатель имел круглое сечение, а за ним корпус приобретал граненую форму. За счет этого днище образовывало плоскость, образующую подъемную силу. В хвосте находилось четыре раскладных руля. Корпус за исключением обтекателя выполнялся из композита на основе графита, поглощающего радиоволны. Обтекатель сделали радиопрозрачным.
Заметность для РЛС снижалась за счет поглощения части излучения композитом и переотражения оставшейся энергии в разных направлениях. Ракету предлагалось подвешивать под носитель плоским днищем вверх. При этом обеспечивалась конформная подвеска без крупных промежутков и щелей, демаскирующих самолет.
Для ракеты разрабатывалась двухкомпонентная головка самонаведения, включавшая активный радиолокационный и инфракрасный компоненты. Также использовался автопилот с инерциальной навигационной системой. ИНС должна была обеспечить выход в заданный район, после чего ГСН приступали к поиску цели. По-видимому, режимы работы ГСН определялись с учетом снижения излучения и демаскировки.
Серийная ракета могла получить твердотопливный стартовый и прямоточный маршевый двигатели. Воздухозаборники последнего помещались в носовой части корпуса, позади обтекателя. ПВРД располагался в хвостовой части; часть внутренних объемов ракеты отдавалась под топливо.
По известным данным, Have Dash II должна была нести осколочно-фугасную боевую часть массой не более 20-30 килограмм. Требовался бесконтактный взрыватель радиолокационного или лазерного типа.
Для проведения испытаний были изготовлены ракеты особой конструкции. Вместо штатного ПВРД они получили серийный твердотопливный двигатель Rocketdyne Mл 58 Mod. 5 от ракеты AIM-7 Sparrow, что ограничивало летные характеристики. Вместо ГСН и боевой части на борту присутствовала контрольно-записывающая аппаратура. Также предусмотрели парашют для безопасного возвращения на землю по окончании полета.
В 1992-1993 годах опытные ракеты Have Dash II прошли испытания с использованием серийных истребителей четвертого поколения. Как далеко к этому времени продвинулся проект, и как скоро удалось бы создать полноценное боевое оружие – неизвестно. Однако после летных испытаний проект закрыли. При этом за остановкой программы не последовало публикации подробных данных.
Официальные причины закрытия проекта до сих пор остаются неизвестными. Однако известные данные позволяют понять, почему ВВС решили отказаться от перспективной ракеты. Изделие Have Dash II получалось слишком сложным и дорогим, а его характерные особенности не обеспечивали никаких реальных преимуществ перед серийным или разрабатываемым вооружением.
Ракету предлагалось строить в необычном графитовом корпусе и оснащать нехарактерным для тактических АСП прямоточным двигателем. Новая комбинированная головка самонаведения тоже не упрощала проект. По всей видимости, изделие с такими компонентами было бы дороже и сложнее любых других ракет «воздух-воздух», в т.ч. разрабатываемых.
Необходимость малозаметной ракеты для истребителя оказалась под вопросом. Исследования показывали, что стелс-самолет вполне способен эффективно применять «обычные» ракеты «воздух-воздух». Способность противника засекать их на значительных дистанциях не оказывала решающего влияния на эффективность боевой работы. Идея конформной подвески тоже не имела особого смысла. Новые истребители, такие как XF-22, получали внутренние грузоотсеки, скрывающие оружие.
Таким образом, ожидаемый выигрыш в боевых характеристиках не мог оправдать высокую сложность и стоимость. Ко всему прочему, возникли сомнения в самой необходимости подобного оружия. Все это привело к закономерному финалу. От программы Have Dash II отказались за отсутствием перспектив. Впрочем, программа оставила после себя ряд новых технологий и наработок. Судя по сохранению режима секретности, эти ее результаты не пропали впустую и нашли применение в новых проектах.
2) «Have Dash» (войсковой индекс не присваивался) это опытная американская управляемая ракета класса «воздух-воздух» с низким коэффициентом радиолокационной заметности («стелс-ракета»). Предназначалась для ведения воздушного боя против советских истребителей четвёртого поколения. Была разработана Лабораторией вооружения ВВС США совместно с компанией Aeronutronic (подразделение корпорации Ford Aerospace) по заказу ВВС США.
Работы по проекту Have Dash стартовали с середины 1980-х годов. Научно-исследовательские работы велись в Лаборатории вооружения ВВС США в период с 1985 по 1988 годы. Проведенные НИР подтвердили принципиальную возможность создания ракет такого типа, но до стадии опытно-конструкторских работ дело не дошло, ограничившись чертежами и расчётами на бумаге, компьютерным моделированием тактических ситуаций воздушной обстановки.
В 1989 году началась вторая стадия проекта под кодовым обозначением Have Dash II, имеющиеся материалы были переданы компании Loral Aeronutronic для проведения НИОКР по заданной тематике. Руководство проектом от компании-подрядчика осуществлялось Дейлом Вудсом. Лётные испытания ракет планировалось проводить используя в качестве самолётов-носителей тактические бомбардировщики F-111, в итоге эту роль отвели истребителям-бомбардировщикам F-16A. Проект был свёрнут после серии испытательных пусков, приблизительно в 1992-1993 годах.
Задействованные структуры
- Генеральный подрядчик — Loral Aeronutronic, Ньюпорт Бич, Калифорния
- Исследовательский директорат лаборатории вооружения ВВС США, Райт-Паттерсон, Огайо — координирующая инстанция, направляющая ход работ
- Инженерный центр им. Арнольда, Арнольд, Теннесси; — стендовые (туннельные) аэродинамические испытания
- 3246-е испытательное авиакрыло, Эглин, Флорида — лётные испытания.
- Генеральный подрядчик — Loral Aeronutronic, Ньюпорт Бич, Калифорния
- Исследовательский директорат лаборатории вооружения ВВС США, Райт-Паттерсон, Огайо — координирующая инстанция, направляющая ход работ
- Инженерный центр им. Арнольда, Арнольд, Теннесси; — стендовые (туннельные) аэродинамические испытания
- 3246-е испытательное авиакрыло, Эглин, Флорида — лётные испытания.
Комплекс вооружения в целом включал в себя систему управления ракетным вооружением самолёта-носителя и интегрированное в неё пусковое устройство с ракетами. На приборной доске располагалась панель управления ракетами (Have Dash Control Panel, сокр. HDCP) с базовым набором кнопок и индикаторов, при помощи которых пилот или оператор бортового вооружения осуществлял захват целей и пуск ракет. Форма корпуса обеспечивала ракете хорошую обтекаемость и дополнительную подъёмную силу, что в сочетании с конфигурацией хвостового оперения и устойчивым к перегрузкам автопилотом, обеспечивало ракете высокую маневренность и возможность закладывать крутые повороты с перегрузкой до 50 g, в то время как потолком для конвенциональных управляемых ракет такого класса было значение 35 g. Для того, чтобы снизить до минимума коэффициент радиолокационной заметности ракеты для предотвращения обнаружения её в полёте советскими бортовыми станциями предупреждения о ракетном обстреле, оболочка корпуса ракеты была покрыта слоем радиопоглощающего композитного материала на основе графита. Этой же цели служила трапециевидная форма корпуса ракеты, плавно переходящего в конический обтекатель.
Тактико-технические характеристики :
Материал корпуса ракеты — графитовый композит
Устройство наведения ракеты на цель — двухрежимная ГСН (АРГСН/ИК ГСН)
Система управления ракетой в полёте — инерциальная навигационная система + автопилот
Максимальная дальность до цели — 50 км
Аэродинамическая компоновочная схема — нормальная
Располагаемая перегрузка — до 50 g
Длина — 3600 мм
Масса — 180 кг
Тип БЧ — осколочно-фугасная
Тип предохранительно-исполнительного механизма — дистанционного действия, радиолокационный, срабатывание на объём
Двигательная установка : Have Dash I — ПВРД , Have Dash II — РДТТ, Rocketdyne MK 58 MOD 5
Материал корпуса ракеты — графитовый композит
Устройство наведения ракеты на цель — двухрежимная ГСН (АРГСН/ИК ГСН)
Система управления ракетой в полёте — инерциальная навигационная система + автопилот
Максимальная дальность до цели — 50 км
Аэродинамическая компоновочная схема — нормальная
Располагаемая перегрузка — до 50 g
Длина — 3600 мм
Масса — 180 кг
Тип БЧ — осколочно-фугасная
Тип предохранительно-исполнительного механизма — дистанционного действия, радиолокационный, срабатывание на объём
Двигательная установка : Have Dash I — ПВРД , Have Dash II — РДТТ, Rocketdyne MK 58 MOD 5
Комментариев нет:
Отправить комментарий