Проектирование, постройка и испытания. В 1936 году при посещении завода фирмы «Крупп» Адольф Гитлер потребовал от руководства концерна создать сверхмощное орудие для разрушения французской линии Мажино и бельгийских пограничных фортов (таких, как форт Эбен-Эмаэль). Орудие должно было обладать углом вертикального наведения +65° и максимальной дальнобойностью 35—45 км, а снаряд орудия должен был пробивать броню толщиной 1 м, бетон толщиной 7 м и твёрдый грунт 30 м. Конструкторскую группу фирмы «Крупп», занявшуюся созданием нового сверхмощного орудия по предложенному тактико-техническому заданию, возглавил профессор Эрих Мюллер, который обладал огромным опытом в данной области. В 1937 году проект был завершён, и в том же году фирме «Крупп» выдали заказ на изготовление нового орудия, после чего концерн взялся за его немедленное производство, которое должно было завершиться в 1940 году, но фирма не смогла уложиться в заявленные сроки, и постройка была закончена только в 1941 году. В «Крупп» первое орудие было названо «Schwerer Gustav» («Тяжелый Густав»), в честь директора фирмы — Густава фон Болена и Гальбаха Круппа. В 1942 году было создано идентичное второе 800-мм орудие, которое получило название «Тяжелый Густав 2», а название «Дора» для него возникло уже в артиллерии (в честь жены Э.Мюллера ... тяжёлый у бабы был, наверное, характер ...). Заказ обошёлся государству в 10 миллионов рейхсмарок. На эти деньги можно было произвести около 250 шт. 150-мм гаубиц 15 cm sFH 18 или 20 шт. 240-мм пушек К3. Также было спроектировано, но не достроено третье орудие идентичного типа, но с калибром ствола 520 мм и длиной 48 метров, получившее название «Langer Gustav» («Длинный Густав»). В 1941 году орудия были испытаны на полигоне в Хиллерслебен (Саксония) (в 120 км к западу от Берлина) и Рюгенвальде (Померания) в присутствии Адольфа Гитлера, Альберта Шпеера и других высокопоставленных армейских чинов. Результаты испытаний соответствовали требованиям технического задания, хотя установки не имели некоторых механизмов. К концу 1941 года все испытания были закончены и орудие было полностью готово к боевому применению, к этому времени было изготовлено более тысячи снарядов калибра 800 мм.
Перевозка орудия осуществлялась ж/д транспортом. Так, под Севастополь «Дора» была доставлена 5-ю поездами в 106 вагонах:
1-й поезд: обслуга (672-й артдивизион, около 500 человек), 43 вагона;
2-й поезд, вспомогательное оборудование и монтажный кран, 16 вагонов;
3-й поезд: части пушки и мастерская, 17 вагонов;
4-й поезд: механизмы заряжания и ствол, 20 вагонов;
5-й поезд: боеприпасы, 10 вагонов.
Секретность работ обеспечивалась усиленной маскировкой, район строительства был объявлен закрытой зоной, в воздухе постоянно патрулировали истребители 8-го авиакорпуса генерала В. фон Рихтгоффена. В результате ни советской военной разведке, ни местным подпольщикам до самого окончания осады Севастополя не удалось приблизиться к «Доре». Среди местного населения ходили слухи о немецкой «Царь-пушке». Наземная охрана позиции возлагалась на караульную часть численностью 300 бойцов, а также большую группу военной полиции и специальную команду со сторожевыми собаками. От воздушных атак «Дору» добавочно прикрывал усиленный артиллерийский дивизион ПВО численностью 400 человек (Манштейн упоминал о двух дивизионах), состоящий из батареи 88-мм зенитных орудий и батареи 20-мм зенитных автопушек. Прикомандированное военно-химическое подразделение в 500 человек было предназначено для постановки дымовых завес. Имелась также полевая почта и публичный дом. Общая численность войск, привлеченных к обслуживанию артустановки «Дора», достигала более 4000 человек.
Боевую стрельбу «Дора» начала рано утром 5 июня 1942 года. Транспортер с орудием был выведен из выемки в холме на «усы», был задействован привязной аэростат наведения. Орудие вместе с транспортером домкратами было окончательно наведено на цель по горизонтали. После заряжания стволу придали угол возвышения 53°. После этого зарядный состав ушел в укрытие. В 5 часов 35 минут произошел первый выстрел. Он вызвал эффект небольшого землетрясения. Грохот при сгорании за 6 миллисекунд свыше 900 килограммов пороха и выталкивании 7-тонного снаряда был колоссальным. Звуковой волной на станции Бахчисарай были выбиты стекла. Звук слышали в Симферополе за 35 км. Через 45 секунд снаряд взорвался в районе цели № 1 — склада боеприпасов 95-й дивизии (севернее станции Мекензиевые горы). Ещё 7 выстрелов были произведены по береговой батарее № 16 (южнее Любимовки). 6 выстрелов были сделаны по зенитной батарее ПВО ЧФ № 365. Обстрел закончился в 19 ч 58 мин. На следующий день 6 июня, с 8 ч 28 мин до 19 ч 45 мин, «Дора» сделала ещё 16 выстрелов. 7 выстрелов по командному пункту зенитного дивизиона 61-го артполка ПВО (к северу от поселка Бартеневка) и 9 выстрелов по штольням арсенала (Сухарная балка). 7 июня с 5 ч 17 мин до 9 ч 48 мин велся обстрел арсенала (7 выстрелов). 11 июня было сделано 5 выстрелов по опорному пункту 95-й стрелковой дивизии, расположенному в старых укреплениях времен Крымской войны. 17 июня за два часа (с 4 ч 48 мин до 6 ч 44 мин) было сделано пять выстрелов по Бронебашенной батарее № 30. Последние пять выстрелов были сделаны 26 июня опытными фугасными снарядами, привезенными в Крым для баллистических испытаний. В сторону моря на максимальную дальность были выпущены четыре снаряда. Пятый снаряд был выпущен по Корабельной стороне.
Задачи, для которых проектировались суперпушки, в конце войны успешно решались авиацией. При этом показатели мобильности и сроков подготовки у пушек были весьма низкими. Время подготовки орудия к стрельбе складывалось из времени оборудования огневой позиции (от 3 до 6 недель) и времени сборки всей артиллерийской установки (трое суток). Для оборудования огневой позиции требовался участок длиной 4120—4370 метров. Большинство послевоенных авторов оценили соотношение боевых возможностей артсистем сверхкрупного калибра к затраченным ресурсам как неудовлетворительное. Аналогичного вывода придерживались и непосредственные участники войны.
Немецкий фельдмаршал Манштейн отметил боевые возможности орудия, но они не компенсировали затраты войск прикрытия, проблемы подготовки позиции и логистики:
« ..знаменитая пушка «Дора» калибра 800 мм. Она была спроектирована для разрушения наиболее мощных сооружений линии Мажино, однако использовать её там для этого не пришлось. Это было чудо артиллерийской техники. Ствол имел длину порядка 30 м, а лафет достигал высоты трёхэтажного дома. Потребовалось около 60 железнодорожных составов, чтобы по специально проложенным путям доставить это чудовище на огневую позицию. Для его прикрытия постоянно стояло наготове два дивизиона зенитной артиллерии. В целом эти расходы, несомненно, не соответствовали достигаемому эффекту. Тем не менее, это орудие одним выстрелом уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в скалах на глубине 30 м».
Начальник Генерального штаба сухопутных войск нацистской Германии, генерал-полковник Франц Гальдер :
«настоящее произведение искусства, однако совершенно бесполезное».
Советскую сторону представляет мнение прославленного советского конструктора артиллерии, В. Г. Грабина. В 1968 году на вопрос журналиста журнала «Смена» Е. Месяцева о том, имелись ли на вооружении советских артиллерийских войск сверхдальнобойные орудия, ответил:
«… нашему конструкторскому бюро приходилось проектировать 650-мм орудие. Должен сказать, что очень сложно изготовить такие пушки — для одного орудия нужен целый завод, а потребность в них, как показала практика, невелика».
Комментариев нет:
Отправить комментарий