23/08/24

Подводная лодка проекта 673 (СССР. 1960 год).

В начале 1960-х годов советские инженеры приступили к проектированию перспективных ударных подводных лодок, которые должны были закрыть отставание и превзойти американские лодки. Вместо скрытности они сосредоточили своё внимание на скорости. В лодку проекта 673 заложено несколько инновационных решений. Она должна была строиться из титановых сплавов, которые легче и прочнее стали и не подвержены коррозии. Ядерный реактор должен был представлять собой мощную свинцово-висмутовую установку с жидкометаллическим теплоносителем, который имел свойство затвердевать в случае утечки. Это было одновременно и эффективной мерой безопасности, и минусом, поскольку в этом случае реактор нельзя было снова запустить в работу. Подводная лодка проекта 673 проектировалась как лодка-перехватчик, которая должна находиться в порту и отправляться в рейд в случае вторжения подводной лодки НАТО. Поэтому в её разработке упор был сделан на скорость ...
Наиболее очевидной внешней особенностью было отсутствие рубки. Вместо этого выдвижная башня выполняла роль мостика, когда подводная лодка находилась в надводном положении. Такая конфигурация уменьшила лобовое сопротивление и сделала лодку более маневренной. Внутри конструкция была очень элегантной : передний прочный корпус был разделен на три палубы. Комната управления располагалась на верхней палубе, торпедный отсек — посередине, экипаж — внизу. Отсутствие рубки означало, что пункт управления мог находиться в носовой части лодки.
Проект 673 был слишком передовым для своего времени, и второму поколению советских ударных подводных лодок суждено было быть более классическим, по крайней мере, в конструктивном отношении. Многие конструктивные решения проекта 673 были воплощены в жизнь в проекте 705К «Лира», который поступил на вооружение в 1970-х годах. Способная развивать невероятную скорость в 41 узел, «Лира» («Альфа» по классификации НАТО) считалась самой быстрой подводной лодкой в мире.
Предзскизный проект 673 был разработан в 1960 году в ЦКБ-112 (главный конструктор А.И. Аменицкий). Целью проекта являлось определение возможности создания малой АПЛ водоизмещением около 1500 тонн и выбор типа АЭУ. Прорабатывались три направления по проекту : создание подводной лодки водоизмещением около 1500 тонн (тип "М" - 4 варианта), с несколько большим водоизмещением (тип "Б" - 8 вариантов) и с более высокой скоростью хода (до 40 узлов). В проработках было получено водоизмещение от 1500 до 2450 тонн и скорость полного подводного хода от 35 до 40 узлов. Мощность АЭУ от 25000 до 40000 л.с. Семь вариантов АПЛ были выполнены без ограждения выдвижных устройств. Один вариант был двухвальный. остальные - одновальные. Также был предложен ряд оригинальных конструктивных решений. Все материалы проекта 673 были переданы в январе 1961 года в ОКБ-143 для использования в работе над другими проектами АПЛ ( в большой степени они были применены в проекте 705К «Лира»).
Расчётные ТТХ : длина – 66,26 м, ширина – 9,2 м, осадка – 7,6 м, водоизмещение – 1500 / 2200 тонн, скорость максимальная – 35 / 40 узлов, скорость крейсерская – 25 узлов, скорость в «бесшумном» режиме – 5 узлов, силовая установка : реактор с жидкометаллическим теплоносителем OK550 мощностью на валу 40000 л.с., приводящий в движение 5-лопастный винт диаметром 4 м и два выдвижных подвесных вспомогательных мотора, глубина погружения - 600 м рабочая и 800 м максимальная (по другим данным максимальная глубина погружения составляла 400-450 м), экипаж - 35 человек, вооружение : 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм (боезапас 18 торпед), автономность : 30-50 суток.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий