24/08/24

Подводная лодка проекта 705Б / 687 (СССР. 1960 - 1962 / 1962 - 1966 год).

На базе торпедной подводной лодки с реактором на ЖМТ проекта 705 ("Лира") в СКБ-143 был разработан проект скоростной подводной лодки с баллистическими ракетами проекта 705Б (главный конструктор М.Г. Русанов). На начальных стадиях работ по созданию модификации АПЛ с баллистическими ракетами были использованы имевшиеся данные по отечественным ракетам разрабатывавшихся в то время комплексов. Однако применительно к АПЛ проекта 705 из-за значительных массогабаритных характеристик эти ракеты приводили к существенным архитектурным изменениям базового корабля. Поэтому по инициативе ОКБ—143 А.П. Александровым перед разработчиками ракет был поднят вопрос ...
... о возможности создания малогабаритной, но достаточно эффективной баллистической ракеты типа американской «Polaris». Подобные ракеты в количестве восьми единиц позволяли скомпоновать отсек вписывающийся в корабль. При этом атомный ракетоносец имел бы минимальное водоизмещение и высокую подводную скорость. Он уступал бы ракетоносцам США, имевшим по 16 ракет «Pоlаris» по количеству ракет, но имел бы в 2-3 раза меньшее водоизмещение. В конце 1960 года от В.П. Макеева в СКБ-14З поступило письмо с ожидаемыми данными по ракете, этапам и срокам её создания. (ракета Р-27К комплекса Д-5). В соответствии с решением главкома ВМФ, ОКБ-143 развернуло работы по эскизному проекту АПЛ проекта 705Б. Был проработан и согласован с в/ч 27177 проект тактико-технического задания. Предэскизный проект был разработан с максимальной унификацией как по размещению основного оборудования, так и по конструкции корпуса с эскизным проектом 705. Согласно проекта 705Б в корпус ПЛ проекта 705 предусматривалась вставка одного отсека с ракетным оружием при минимальных изменениях конструкции соседних отсеков. Специалистами СКБ-143 были рассмотрены проработки и предложения по созданию на базе комплекса Д-5 ракетного оружия с увеличенной дальностью действия и согласован протокол о направлении дальнейших работ по кораблю. В поисках оптимального решения и определения основных элементов корабля были проработаны варианты размещения ракетного оружия на подводной лодке. Главным конструктором был назначен Г.Я. Светаев. В тесном содружестве со специалистами по ракетному оружию работали сотрудники СКБ-143 Н И Тарасов,. Н И, Николаев, П Ф Бреус, В И Панасюк, И М Бороденков и другие. В период интенсивной деятельности по эскизному проекту работы по нему были неожиданно для ОКБ-143 прекращены.
Как стало впоследствии известно., после настойчивых обращений главного инженера ЦКБ-16 Н.Ф. Шульженко к председателю Госкомитета по судостроению (докладная от 18 октября 1962 года), было принято решение о передаче работ по АПЛ проекта 705Б в ЦКБ-16‚ Во исполнение приказа Госкомитета по судостроению от 11 декабря 1962 года работы по данному проекту в ОКБ-143 были прекращены, а всем контрагентам и заинтересованным организациям направлена соответствующая информация. Дальнейшие работы в 1964-1965 годах над АПЛ велись в ЦКБ‹16 под шифром «Проект 687» под руководством главного конструктора В.В. Борисова. Однако дальнейшего развития эти работы не получили.
 
Во исполнение приказа Госкомитета по судостроению от 11 декабря 1962 года, работы по проекту 705Б в ОКБ-143 были прекращены, а всем контрагентам и заинтересованным организациям направлена соответствующая информация. Дальнейшие работы над АПП велись в ЦКБ-16 под шифром «Проект 687» под руководством главного конструктора В.В. Борисова.
Предполагалось. что эскизный проект корабля будет завершен в декабре 1964 года, но его представили на утверждение ГКС СМ СССР и руководства ВМФ уже в октябре 1964 года. Причем рассматривались четыре варианта : три с ППУ АКУ-80 (водяной теплоноситель) и один с ППУ БМ-40А (жидкометаллический теплоноситель), которую планировали установить на АПП проекта 705. В августе 1965 года четвертый вариант (с ППУ БМ40А) эскизного проекта 687 был утвержден, но работы над ним были приостановлены до особого распоряжения. Подобное решение объясняется проблемами возникшими с разработкой проекта 705 и главным образом с его эксплуатационной надежностью. Тем не менее работы над проектом 687 в ЦКБ-16 (ЦПБ "Волна") продолжались.
Проектировались варианты с ППУ с жидкометаллическими и водо-водяными реакторами. Материалом для корпуса была выбрана сталь. В ноябре 1966 года ЦКБ-16 представило на рассмотрение ГКС СМ СССР и ВМФ четыре варианта его проектных проработок и два подварианта (вместо варианта эскизного проекта). Однако в июне 1969 года все работы по проекту 687 прекратили в соответствии с распоряжением ГУК ВМФ. Заказчик отдал предпочтение РПКСН проекта 667А. 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий