07/08/24

Опытный истребитель танков 7,5 cm Kanone auf Selbstfahrlafette (Германия. 1938 - 1940 год).

20 октября 1935 года Освальд Лутц, инспектор моторизованных частей и один из создателей немецких танковых войск, представил интересный документ. Собственно говоря, именно Лутц, а не Гудериан, являлся отцом-основателем немецких танковых войск в том виде, какими они являлись к началу Второй мировой войны. Так вот, по его мнению, моторизованные части вермахта следовало оснащать быстроходными истребителями танков, которые действовали бы, подобно торпедным катерам. Предполагалось иметь два типа подобных «сухопутных шнельбутов». Первый, более легкий вариант, оснащался 37-мм противотанковыми пушками повышенной баллистики. Главной же грозой в первую очередь французских (мнимых) тяжёлых танков являлся аппарат, изначально именовавшийся как 7,5 cm Kanone auf Selbstfahrlafette (leichter geländegängiger Zugkraftwagen). Данная машина получала 75-мм орудие типа 7.5 cm Feldkanone 16 n.A., имевшее начальную скорость снаряда 650 м/с. Такое орудие вполне могло поражать, на дистанции 700 метров, броню толщиной 61 мм, установленную под углом 30 градусов от вертикали. Данных характеристик более чем хватало для поражения любого типа танков того периода ...
В случае с обоими «сухопутными шнельботами» предполагалось использовать шасси полугусеничных тягачей. Данные машины были созданы под руководством Генриха Книпкампа, который работал в 6-м отделе Департамента Вооружений. Созданная им конструкция была «размножена» в виде целого семейства тягачей грузоподъемностью от 1 до 18 тонн. Причем речь шла не о каком-то грузовике с гусеничной тележкой, а скорее гусеничной машине с дополнительной парой колес, которые увеличивали длину базы и использовались для маневрирования. Машины довольно сложные, но удачной конструкции и подвижные. В случае с 7,5 cm Kanone auf Selbstfahrlafette (leichter geländegängiger Zugkraftwagen) было решено использовать шасси на базе тягача Krauss-Maffei M l 4. Данное шасси с 1934 года стали выпускать на Büssing-NAG под индексом BN l 4. По совпадению, этот самый тягач изначально использовался для таскании той самой 7.5 cm Feldkanone 16 n.A. Правда, требования на истребитель танков сразу должны были навести на определенные мысли. Дело в том, что Лутц ожидал скорость порядка 70 км/ч, а BN l 4, да и его последующее развитие, известное как Sd.Kfz.6, разгонялось максимум до 50 км/ч.
Работы по машине, получившей обозначение 7.5 cm Selbstfahrlafette L/40,8, разделились на две части. Büssing-NAG отвечала за шасси, а вооружение и броневой корпус становились головной болью Rheinmetall-Borsig. Для 7.5 cm Selbstfahrlafette L/40,8 было создано специальное шасси, получившее обозначение BN l 6(H), ставшее чем-то средним между 4-катковым BN l 5 и 6-катковым BN l 8. Машина имела 5 опорных катков на борт, располагавшихся в шахматном порядке, впрочем, имелись и более существенные отличия. Во-первых, силовую установку (100-сильный Maybach NL 38 TUK) перенесли в кормовую часть машины. Во-вторых, место механика-водителя перенесли максимально вперед. В-третьих, машина получила торсионную подвеску. Всё это было сделано для одной простой цели. На шасси BN l 6(H) ставился бронекорпус, чем-то напоминающий немецкие бронетранспортеры. Броневая защита была вполне приличной — до 20 мм. Борта корпуса делались с рациональными углами наклона, причем они расширялись снизу вверх. Сделано это было неслучайно: на крыше корпуса ставилась башня, в которой размещалось 75-мм орудие, созданное на базе 7.5 cm Feldkanone 16 n.A. Длина ствола выросла до 40,8 калибров, а начальная скорость до 685 м/с. Башня имела круговое вращение, а также углы наклона в вертикальной плоскости от -9 до +20 градусов.
Если судить по характеристикам, получалась очень даже приличная боевая машина даже по меркам середины Второй мировой войны. Причем она не выглядела техническим волюнтаризмом, как в случае с более легким истребителем танков 3,7 cm Selbstfahrlafette L/70. Конечно, башня тоже была скорее «ширмой» для орудийной установки, которая покоилась на специальном основании, крепившемся к раме. Вот только машина получилась больше, а удобства расчета повыше. По крайней мере, обошлись безо всяких извращений вроде пулеметного вооружения.
Надо сказать, что Büssing-NAG и Rheinmetall-Borsig со своим самоходом задержались. На Rheinmetall-Borsig отправили несколько шасси BN l 6(H), но с ними явно что-то не задалось. На сегодняшний день известен финальный вариант 7.5 cm Selbstfahrlafette L/40,8, получивший также приставку Modell 1. Снимки ее датированы 1 августа 1938 года, и к тому моменту работы по машине завершались. Судя по всему, шасси оказалось перегруженным. Самое же интересное, что к тому моменту Büssing-NAG и Rheinmetall-Borsig работали над новой версией 7.5 cm Selbstfahrlafette L/40,8. Больше того, как раз к 1 августа 1938 года был готов полноразмерный макет машины. В основе новой версии 7.5 cm Selbstfahrlafette L/40,8 лежало переработанное шасси модели BN l 8. Аналогично BN l 6(H), мотор перенесли назад, а место механика-водителя сместили вперед. Подвеску менять не пришлось, поскольку у BN l 8 она уже была торсионной. Переработанное шасси получило обозначение BN 10 (H). Корпус стал ниже, за счет чего удалось снизить боевую массу до примерно 6 тонн. Таким образом, удельная мощность второго варианта 7.5 cm Selbstfahrlafette L/40,8 была весьма близка к оптимальным 20 л.с. на тонну. Конечно, 70 км/ч не получилось, но 60 машина достигла. Всего Büssing-NAG построил 3 таких шасси.
Окончательно облик второго варианта машины сформировался летом 1939 года, а саму машину закончили в январе 1940 года. Отличалась она не только шасси. Боевое отделение также весьма существенно доработали. Аналогично корпусу, высоту башни снизили, орудие получило двухкамерный дульный тормоз, а сзади появилось специальное устройство для выброса гильз. В общем и целом, можно сказать, что тот самый шнельбут, о котором грезил Лутц, построили, но судьба его уже была предрешена. По сути данный экземпляр являлся скорее финализацией темы.
Конечно, на испытания машина попала, но правда жизни заключалась в том, что еще с 1936 года Büssing-NAG и Rheinmetall-Borsig работали над новым вариантом машины. Что же касается 7.5 cm Selbstfahrlafette L/40,8, то их построили 3 штуки, из них известно фотографии 2 машин. В отличие от бестолкового 3,7 cm Selbstfahrlafette L/70, машина получилась не самой плохой, но, во-первых, поздновато, а во-вторых, наверху уже думали о чисто гусеничных «самоходных лафетах».
По иронии судьбы, прямой аналог 7.5 cm Selbstfahrlafette L/40,8 всё же появился, был в серии и даже повоевал, причем довольно долго. Но назывался он 75 mm Gun Motor Carriage M3. Американская машина была не столь совершенна, но зато там не стали тянуть резину, а также заниматься перфекционизмом.
 
https://alternathistory.ru/ (Иван Бякин).

Комментариев нет:

Отправить комментарий