Результаты применения ПВО в войне на истощение 1969-1970 годов и в ходе войны Судного дня в 1973 году многое поменяли по обе стороны железного занавеса. В то время как на Западе пришли к выводу, что советская ПВО значительно сильнее, чем ожидалось (что в итоге дало старт активным работам над «стелс» самолётами), в СССР были не довольны показными результатами. Одним из итогов изучения боевых действий стало понимание, что долговременные стационарные позиции дальнобойного ПВО, вроде С-200, сами по себе имеют не самую высокую боевую ценность и достаточно легко уничтожается вражеской авиацией ...
Было ясно, что новый дальнобойный ЗРК должен быть мобильным а, самое главное, он больше не может существовать в одиночку — ему необходима защита. Надо создать специализированный ЗРК, заточенный под уничтожение низколетящих самолётов и крылатых ракет. Новый проект был поручен Центральному конструкторскому бюро «Алмаз» в Ленинграде под обозначением 75Т6 «Игарка». В требования к комплексу включили два независимых канала наведения — полуактивный радиолокационный и наведение по лазеру. Минимальная высота цели 10 метров, максимальная 10 километров, максимальная дальность на минимальной высоте 11,5 километров.
В проекте было применено несколько интересных решений. Конечно первым в глаза бросается вертикальный пуск ракеты. Сделано это было для уменьшения габаритов комплекса и возможности его использования в сложной местности вроде лесной и городской. Но куда более интересным решением было сделать важной часть системы наведения и обнаружение цели аудиолокацию. Используя современную электронику было возможно выделить шум цели, по картине отражений от известных объектов местности примерно обнаружить её местоположения а по уникальной звуковой картине определить даже тип самолёта и его боевую нагрузку.
Кроме того по изменению звуковой картины можно было определить изменение режима работы двигателя. Особенно полезно подобное обнаружение цели было для целей на минимальных высотах, где обнаружение радаром было затруднено.
Работы над комплексом были прекращены во второй половине 1970-х годов, в пользу более универсального ЗРК «Тор».
P.S. Есть такое уточнение : В Ленинграде находится Центральное
морское конструкторское бюро «Алма́з» (ЦМКБ «Алмаз» называлось так с
1971 по 1988). Скорее всего имелось ввиду Центральное
конструкторское бюро (ЦКБ) «Алмаз» в Москве на Ленинградском проспекте,
дом 80 (метро "Сокол"). Сейчас это НПО «Алмаз», головное
системообразующее предприятие в составе концерна «Алмаз-Антей».
Комментариев нет:
Отправить комментарий