Все знают один из самых необычных аппаратов в истории мировой авиации - французский С.450 Coleoptere. Этот самолет был разработан на французской фирме SNECMA (Societe Nationale d'Etude et de Construction de Moteurs d'Aviation) под руководством графа Хельмута фон Зборовского, австрийца по происхождению, бывшего офицера СС. В Германии Зборовский работал на фирме BMW, где занимался разработкой ракетных двигателей. Когда в конце войны в Германии начались разработки самолетов с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП), Зборовский предложил создать такой самолет с кольцевым крылом. И на фирме Heinkel появился проект Wespe (ищущий да найдёт). Построить Wespe немцы не успели. Сам же Зборовский по окончании войны был арестован французскими оккупационными властями по обвинению в жестоком обращении с заключенными концлагеря Дахау, работавшими на заводах BMW. Обвиняемый всё отрицал и утверждал, что он инженер, а не тюремщик. Когда французы выяснили, чем именно занимался Зборовский, то предложили ему сотрудничество, пообещав закрыть глаза на эсэсовское прошлое. Граф сразу же согласился и отправился работать на фирму SEPR (Societe d'Etude de la Propulsion par Reaction). Там он помимо всего прочего запатентовал кольцевое крыло. А в 1952 году он организовал фирму BTZ (Bureau Technique Zborowski). Находилась она в Брюнуа. Состояла эта фирма из немецких специалистов и занималась разработкой различной военной техники : ракет различного класса и СВВП с кольцевым крылом. Тема эта оказалась тогда очень востребована, поскольку военные всех ведущих авиационных держав серьезно обеспокоились уязвимостью длинных бетонированных ВПП. SNECMA в итоге заключила контракт со Зборовским на 8 лет и купила у него патент на кольцевое крыло. Но мы не о SNECMA и Coleoptere (это была преамбула), мы о фон Зборовском, фирме BTZ и её проектах 1950-х годов ...
Также фирма BTZ проектировала различные самолёты вертикального взлёта и посадки с кольцевым крылом.
Все эти разработки после достались фирме SNECMA и легли в основу её работ по подобной тематике.
Комментариев нет:
Отправить комментарий