20/08/24

Опытный штурмовик Curtiss A-14 "Shrike" / A-18 "Shrike-II" (США. 1935 - 1937 год).

В 1934 году компания Curtiss начала работу над совершенно новым двухмоторным штурмовиком, получившим обозначение Model 76 и традиционное (для данного типа самолётов этой фирмы) название «Shrike». Проектирование велось в инициативном порядке, поскольку официальной спецификации от авиационного корпуса США ещё не поступило. Решив отказаться от привычных схем специалисты Curtiss разработали передовую конструкцию, в которую заложили большинство новинок авиастроения, ставшими впоследствии стандартными. Конструкция штурмовика была цельнометаллической, но с полотняной обшивкой элеронов, руля направления и стабилизаторов. Кабины для пилота и стрелка-наблюдателя выполнили полностью закрытыми. Самолёт оснащался двумя радиальными двигателями Wright R-1670-5 с двухлопастными винтами изменяемого шага (которые имели всего две позиции). Основные стойки шасси убирались в ниши мотогондол, заднее колесо также было убираемым. Стрелковое вооружение штурмовика состояло из четырех 7,62-мм пулеметов Browning в носовой части фюзеляжа и одного такого же пулемета в кабине стрелка. Бомбовая нагрузка общей массой 297 кг полностью размещалась в бомбоотсеке ...
Полное время проектирования и постройки первого прототипа заняло около года. Опытный образец Model 76, с гражданским регистрационным кодом Х15314, был готов уже летом 1935 года и совершил свой первый полёт 17 июля 1935 года. Армейская авиация сразу обратила внимание на перспективную разработку фирмы Curtiss, поскольку в ближайшее время требовалось найти подходящую замену штурмовикам А-12, поступившим на вооружение тремя годами ранее. Полномасштабные испытания Model 76 проходили теперь уже под армейским контролем на авиабазе Райт Филд в Огайо. Штурмовик понравился военным специалистам, но осенью его вернули фирме для доработок. Изменения включали в себя переделку капотов двигателей и установку винтов постоянного шага. В декабре 1935 года армия приняла Model 76 под новым обозначением ХА-14 и серийным номером 36-146.
Продолжение испытаний показало, что по таким параметрам, как максимальная скорость и маневренность штурмовик не уступает истребителям-монопланам. Оказалось, что ХА-14 может разгоняться до 409 км\ч, что было на 16 км/ч выше чем у новейшего истребителя Р-30 и на 32 км/ч больше чем у Р-26А. По мощности стрелкового вооружения и остальным параметрам штурмовик тоже устраивал военных, но серийный выпуск этого самолёта так и не был налажен. Свой негативный отпечаток наложила Великая Депрессия 1929-1932 годов, сильно урезавшая военные ассигнования. В первую очередь роль играла стоимость самолёта, самым дорогим элементом которого был двигатель. Цена одного «райта» тогда составляла 90000$, что было сочтено чрезмерно дорогим для массового строительства.
Тем не менее, 23 июля 1936 года, был выдан заказ на 13 предсерийных самолётов, оснащенных моторами Wright R-1820-47 Cyclones с трехлопастными винтами. После замены силовой установки обозначение штурмовика поменялось на Y1A-18. Единственный прототип ХА-14 сначала планировали использовать для установления авиационных рекордов, но вместо этого в июне 1936 году этот самолёт проходил испытания с новой 37-мм пушкой (иногда он именовался YA-14). В конце года он был разобран на металл после 158 часов лётного времени.
Размах крыла, м 18,11
Длина, м 12,27
Высота, м 3,27
Масса, кг
пустого самолета 3680
нормальная взлетная 5330
Тип двигателя 2 ПД Wright R-1670-5 Whirlwind
Мощность, л.с. 2 х 775
Максимальная скорость , км/ч 409
Крейсерская скорость , км/ч 340
Практическая дальность, км 1328
Практический потолок, м 8260
Экипаж, чел. 2
Вооружение : четыре 7,62-мм пулемёта или одна 37-мм пушка и один 7,62-мм пулемет, бомбовая нагрузка - 297 кг.
 
Командование авиакорпуса Армии США, удовлетворенное переделанным самолетом XA-14, заказало 13 машин Model 76А (в июле 1936 года он получил название Shrike II) в варианте испытательного самолета Y1A-18. Все 13 экземпляров поставили к октябрю 1937 года - это были улучшенные Model 76, но с силовой установкой из двух двигателей R-1820-47 Cyclone, вращавших не двухлопастные, а трехлопастные воздушные винты. Кроме того, бомбовая нагрузка в 304 кг теперь размещалась в двух бомбоотсеках меньшего размера - в крыле и на двух точках подвески под крылом.
Пытаясь улучшить самолёт фирмой Curtiss был предложен модифицированный Model 76B, оснащенный моторами P&W R-1830. Этот вариант показал вполне хорошие данные, но был отвергнут армией, так как на вооружение уже успели принять одномоторный штурмовик Northrop А-17А. Попытка продать Model 76B на экспорт тоже не привела к положительным результатам.
Пока шла эпопея с прототипами Model 76 и 76B фирма успела построить ранее заказанную партию предсерийных Y1A-18 (серийные номера 37-052 – 37-064). Поставки в армейскую авиацию началось в июле и завершилось в октябре 1937 года.
Почти все самолёты были направлены в состав 8-й штурмовой авиагруппы в Барксдейле. Армейское командование в целом осталось довольно характеристиками штурмовика, но без нареканий не обошлось. Дело было в том, что двухмоторный Y1A-18 поднимал всего 304 кг бомб, не многим больше, чем одномоторный А-12. Кроме того, конструкция самолёта не предполагала установку дополнительных топливных баков, поэтому добиться увеличения дальности за счет уменьшения бомбовой нагрузки было невозможно. В скором времени перестали удовлетворять и скоростные данные штурмовика. К концу 1930-х годов скорости истребители заметно выросли и перешагнули порог в 500 км/ч, так что Y1A-18 уже не мог спокойно уйти от них, как это предполагалось ранее. Эксплуатация штурмовиков продолжилась и далее, но использовали их в основном для обучения лётного состава. В 1940 году оставшиеся в строю Y1A-18 (их тогда именовал просто А-18) передали в состав 3-й бомбардировочной группы в Лоусон Филд, где они спокойно дослужили до 1943 года.
Размах крыла, м 18,13
Длина, м 12,9
Высота, м 4,57
Масса, кг
пустого самолета 3760
нормальная взлетная 5828
Тип двигателя 2 ПД Wright R-1820-47 Cyclone
Мощность, л.с. 2 х 875
Максимальная скорость , км/ч 397
Крейсерская скорость , км/ч 349
Практическая дальность, км 1046
Практический потолок, м 9120
Экипаж, чел. 2
Вооружение : четыре передних 7,62-мм пулемета и один 7,62-мм пулемет на турели, бомбовая нагрузка - 272 кг ( обычно двадцать 13,6-кг осколочных бомб).
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий