18/08/24

Опытный штурмовик Northrop YA-9 (США. 1972 год).

1) Интерес к самолёту-штурмовику проявляла в первую очередь армия США, однако инициатива была перехвачена ВВС США, которые крайне негативно относились к возможности появления у армии своей собственной авиации. В 1966 году ВВС начали исследования требований к такому самолёту в рамках программы A-X (Attack eXperimental — ударный экспериментальный). 6 марта 1967 года в 21 авиастроительную фирму были отправлены условия конкурса на проектирование относительно недорогого бронированного штурмовика, который должен был иметь скорость не менее 650 км/ч, высокую манёвренность на малой высоте, возможность базирования на грунтовых аэродромах, мощное пушечное вооружение и большое число узлов внешней подвески ...
В мае 1970 года для участия в финале конкурса были выбраны проекты компаний Northrop и Fairchild Republic. Для постройки опытного образца Нортроп YA-9A было выделено 28,9 млн долларов, для Фэйрчайлд-Рипаблик YA-10A — 41,2 млн. Первым в воздух поднялся YA-10A (10 мая 1972 года), опередив своего конкурента на двадцать дней. Для проведения сравнительных испытаний на авиабазе Эдвардс было сформировано подразделение JTF (Joint Test Force), состоявшее из лётчиков, имевших большой боевой опыт. Сравнительные испытания начались 24 октября 1972 года.
На авиабазе Райт-Паттерсон проводилась оценка боевой живучести самолётов с применением оружия советского производства, в частности ЗУ-23-4 «Шилка». Кроме того, оба прототипа сравнивались с состоявшим на вооружении ВВС штурмовиком A-7D. В целом YA-9A и YA-10A оказались достойными соперниками, не имея друг перед другом решающих преимуществ.
Самолёт Нортроп имел немного более высокую манёвренность и разгонные характеристики, самолёт Фэйрчайлд-Рипаблик был более экономичным и простым в обслуживании. Наконец, в январе 1973 года было объявлено о победе в конкурсе YA-10A. Фирма Фэйрчайлд-Рипаблик получила первый контракт (159 млн. долларов) на производство 10 предсерийных самолётов.
 
 
2) A-9 - многоцелевой штурмовик разработанный американской фирмой Northrop. Под обозначением Northrop YA-9A компания построила два опытных одноместных самолета в качестве заявки на участие в конкурсе на самолет ближней поддержки (А-Х) для ВВС США. Это был свободнонесущий высокоплан, оснащенный двумя турбовентиляторными двигателями Avco Lycoming ALF 502 тягой 3400 кгc первый из опытных самолетов совершил полет 30 мая 1972 г. В конкурсе самолет YA-9A проиграл модели YA-10A компании Fairchild Republic. По его образу и подобию создавался советский Су-25. 
 
ТТХ : экипаж- 1 человек, размах крыла – 17,68 м, длина -16,3 м, высота – 5,15 м, площадь крыла – 53,88 кв.м, вес пустого – 10318 кг, вес максимальный взлётный – 18597 кг, силовая установка : два ДТРД Lycoming F102-LD-100 тягой по 33,4 кН (3406 кг), максимальная скорость – 837 км/ч, крейсерская скорость – 740 км/ч, боевой радиус действия – 463 км, перегоночная дальность – 4800 км, вооружение : 1 20-мм шестиствольная пушка М61 «Вулкан» (опционально 30-мм семиствольная GAU-8/A) и до 7260 кг бомб, УР и НАР.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий