TNCA Salinas представляет собой первый мексиканский танк. Компоновка ромбовидная «а-ля» первые британские танки. Прототип был собран в 1917 году. Танк предположительно участвовал в боях Мексиканской революции и во время войны с Кристеро, однако доказательств этому никаких нет ...
До 1910 года Мексика оружия почти не производила, даже сконструированные мексиканским генералом Мондрагоном автоматические винтовки заказали в Швейцарии. Но начавшаяся Первая Мировая исключила такую возможность: оружия и боевой техники не хватало в Европе, и продавать их третьим странам желающих было мало. Поэтому в 1915 году в Мехико была в частности открыта фирма «Talleres Nacionales de Construcción Aeronáutica» («Национальные мастерские авиационного строительства»). Начав с ремонта и поставки запчастей для трех аэропланов, составлявших в 1915 году все ВВС страны, она в дальнейшем приступила к собственному производству самолетов - как лицензионных, так и своей разработки. В 1916 году, чуть не сразу после первого применения танков в сражении на Сомме, лётчик, майор Альберто Салинас Карранса предложил построить в Мексике свою такую же машину. Поскольку он был не просто летчик, а племянник руководителя страны, генерала Венустиано Карранса, его предложению дали ход. Дело поручили заводу «TNCA», и машину официально назвали «TNCA Salinas», или, неофициально по созвучию, «танк Салинас». Первый и единственный экземпляр был собран в 1917 году на авиазаводе «TNCA» в городе Бальбуене, пригороде Мехико.
Танк представлял собой, как и английские машины, классический "ромб". Гусеницы охватывали корпус. Основное пушечное вооружение располагалось в передней плите корпуса, а в бортовых спонсонах располагались пулеметы. Броня 6-12 мм. В центре корпуса возвышалась рубка для водителя и командира - как на английском Mark V. Экипаж составлял 6-8 человек. Командир, водитель, два-три артиллериста, два пулеметчика (по одному с каждой стороны), и возможно, механик, обслуживавший двигатель.
Насчет орудия ситуация непонятная. На фото ясно видна пятиствольная 37-мм пушка Гочкиса. Такие стояли на мексиканском легком крейсере «Игнасио Сарагоса», оттуда ее скорее всего и взяли. Тем не менее, в отдельных источниках пишут о 47-мм Гочкисе (возможно, просто опечатка - пятиствольных орудий такого калибра не было), или даже о 75-мм пушке «Сен-Шамон-Мондрагон». В бортовых спонсонах располагались 8-мм пулеметы Гочкис.
Марка и мощность двигателя нигде не упоминаются. Поскольку TNCA компания авиационная, скорее всего использовали какой-то из имеющихся авиамоторов. Возможно, это был 6-цилиндровый Aztatl мощностью 80 л.с., первый мексиканский самолетный двигатель, освоенный как раз в 1917 году. Также это мог быть один из типов моторов, закупавшихся в Европе : Hispano-Suiza мощностью 150 л.с., Райт мощностью 60 л.с. или Renault мощностью 60 л.с. Некоторые исследователи утверждают, что двигатель вообще на машину не ставили. На всех фото танк в статике. Упоминаний о том, что кто-то видел, как он двигался пока не нашли. Никаких сведений про КПП и трансмиссию опять же нет. Подвеска жесткая, неподрессоренная. (Подробности о двигателе разнятся, но предполагается, что это был дизель мощностью около 90-100 л.с. 6-цилиндровый Aztatl мощностью 80 л.с., первый местный мексиканский авиадвигатель мог использоваться, согласно всем доступным источникам, с которыми были проведены консультации, поскольку он был впервые произведен в 1917 году. , двигатели Wright 60 л.с. и Renault ~ 60 л.с. для самолетов, которые также можно было использовать. Однако логичнее было бы предположить, что в танке использовался какой-то двигатель от грузового автомобиля, который был бы гораздо более доступен и пользовался бы меньшим спросом, чем авиационный двигатель последнего типа. Однако стоит упомянуть, что TNCA была компанией, занимающейся производством деталей для самолетов и поэтому могла использовать авиационный двигатель, который был бы доступен в то время. - https://tanks-encyclopedia.com/ ).
Насчет тактического применения, вряд ли об этом думали вообще. Если англичане создавали свои танки под конкретные условия позиционной войны в Европе, то мексиканцы, похоже, строили свою машину «чтобы была». Сама по себе их Гражданская война, как и в России, была маневренной, с ведущей ролью подвижных конных отрядов. Как в такую войну вписался бы танк, неясно. Скорее всего что никак. Впрочем, ему бы нашлась работа в многочисленных «pronunciamiento», когда вся революция сводилась к изгнанию из президентского дворца одного правителя и занятию его места другим. Вот тут наличие бронированной машины у дворца (вопрос, с чьей стороны) могло иметь значение. В источниках есть только предположения, что танк мог применяться в боях дважды : либо в 1919 - 1921 годах, на последних этапах мексиканской революции, либо в 1926 году для подавления католических мятежников во время войны с Кристеро (1926 - 1929 годы). Прямых свидетельств этому нет.
Танк Салинас «эксплуатировался» до 1930-х годов, когда он был превращен в караульное помещение или КПП на авиабазе в Бальбуене, недалеко от Мехико. Это рядом с тем заводом, где был когда-то построен - ещё одно, правда косвенное, доказательство, что самостоятельно он не двигался. Вооружение с него было снято, что видно на фотографии. Позже, судя по всему, корпус отправили в металлолом.
Интересный факт : в 1917 году в США только еще рассматривали многочисленные проекты танков. Первые реальные машины были выпущены только в конце 1918 года, перед самыми концом войны. Это были копии французских Renault FT-17 и развитие английских «ромбов» — Mark VIII Liberty. Так что мексиканцы со своим «Салинасом» стали первыми танкостроителями обеих Америк.
ТТХ : боевой вес – около 20 тонн, экипаж - 6-8 человек, длина корпуса ~ 7000 мм, ширина корпуса ~ 3000 мм, высота ~ 2000 мм, тип брони – стальная от 6 до 12 мм, вооружение : одна 37-мм 5-ствольная пушка Гочкиса и два 8-мм пулемёта Гочкис, двигатель (скорее всего) - шестицилиндровый Aztatl мощностью 80 л.с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий