11/09/24

Проект транспортно-пассажирского самолёта Т-200 (СССР. 1948 год).

Самолеты Роберта Бартини (Роберто Орос ди Бартин) отличались некоторой замысловатостью конструкции, а потому редко доходили до стадии изготовления, а если все же доходили — довести их до работоспособного состояния обычно не удавалось. Не то чтобы они не летали, но летали не так хорошо как хотелось бы их создателю. Т-200 до стадии изготовления не дошел, что может и к лучшему, так как довести его бы вряд ли удалось, да и авиация в период его создания развивалась так быстро, что к моменту своего первого полета он бы успел устареть ...
Т-200 — это проект транспортного самолета, в какой-то степени являющийся развитием предыдущего проекта — Т-117. Однако, кроме этого он является непрямым потомком немецкого транспортного самолета Арадо-232. Отчет по этому самолету в СССР выпустили в 1944 году и судя по всему Бартини с ним ознакомился, позаимствовав оттуда систему управления пограничным слоем. На этом транспортом самолете изначально планировалось установить фюзеляж в форме профиля крыла. Идея была в том чтобы и он создавал подъемную силу, а кроме того большие размеры по ширине способствовали размещению габаритных грузов. По крайней мере так было в теории. Но на практики построенные самолеты такой схемы обычно летали плохо или не летали вообще (привет Винсенту нашему Бурнелли).
И вот в 1948 году Бартини стал проектировать самолет тоже с несущим фюзеляжем, но не такой конструкции как у Бурнелли. Большой самолет. По проекциям можно подумать что это двухмоторная машина, но нет : на Т-200 имелось 4 двигателя : два поршневых и два реактивных, размещенных попарно в двух мотогондолах. Поршневые моторы АШ-2 являлись четырёхрядными радиальными двигателями воздушного охлаждения с принудительным обдувом и представляли собой как бы удвоенный АШ-82.
Этот двигатель развивал мощность в 3500 л.с. Его форсированная версия (АШ-2ТК мощностью 4000-4500 л.с.) предназначалась для бомбардировщика Ту-85, проходила испытания на Ту-4, но в серию так и не пошла. Реактивными моторами являлись РД-45, коие представляли собой копию британских «Нин». Однако в Т-200 РД-45 не только создавали тягу - их компрессоры осуществляли отсос пограничного слоя с крыла и оперения, для чего в крыле имелись специальные каналы. Насколько эта схема была бы эффективной и удалось бы её довести - это вопрос. Но до изготовления дело все равно не дошло.
Т-200 имел герметичную кабину экипажа, но вот грузовой отсек был негерметичным. Шасси самолета тоже было необычным и напоминало подобные конструкции у десантных планеров - кроме колес имелась посадочная лыжа, установленная под корпусом.
Кроме собственно Т-200 был разработан и его вариант с большей шириной грузовой кабины - Т-210. Возможно дело бы дошло и до постройки, а потом и до попыток доводки этой странной конструкции, но ... Отказ был оформлен весьма оригинально : дело в том что Бартини в то время был в заключении и его КБ являлось тюремной «шарашкой». Так вот Бартини освободили, а его КБ не сделали вольным, а просто ликвидировали. Сам Бартини оказался в КБ Бериева, но проектировать странные конструкции не прекратил.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий