19/09/24

Опытный танк Leopard 2 A-RC 3.0 (ФРГ. 2024 год).

1) На Парижской выставке Eurosatory-2024 компания KNDS Deutschland (подразделение франко-немецкого конгломерата в Германии) представила новый танк Leopard 2 A-RC 3.0, который является переходной моделью до появления перспективного европейского ОБТ MGCS. Новая машина в отличие от типового Leopard 2 обладает необитаемой башней, автоматом заряжания и набором сенсоров на базе ИИ, предназначенных для повышения эффективности на поле боя ...
Конструкция башни включает в себя две точки поворота, известные как цапфы, которые гарантируют, что орудие всегда будет оставаться на одном уровне с шасси. В результате этого башню удалось сделать более плоской, что уменьшило её уязвимую зону на 30%. В то же время переход на необитаемую башню позволил избавиться от «корзины» (боеукладка в задней части башни), увеличив тем самым пространство внутри корпуса для размещения всего экипажа (из трех человек: командир, наводчик и водитель) под башней, поскольку она теперь не «вклинивается» в корпус. Алгоритмы ИИ и роботизированные системы заменяют четвертого члена экипажа при решении более простых задач и снижают рабочую нагрузку, дозируя предоставляемую экипажу информацию. При этом предусмотрен режим работы при отказе этих систем.
В башне могут размещаться пушки различных калибров, от 120 до 140 мм, что делает ее совместимой со всеми текущими и перспективными танковыми орудиями НАТО, включая 120-мм L44 и L55, Rh-130/51 мм от Rheinmetall (используется в KF-51 Panther) и линейку орудий Ascalon калибра 120 или 140 мм от KNDS. Это позволяет пользователям ОБТ начать с существующих 120-мм гладкоствольных орудий, а затем перейти на более крупные калибры в будущем без покупки совершенно нового парка танков. Для Leopard 2 A-RC 3.0 компания KNDS Deutschland разработала модульную систему автоматического заряжания, расположенную в башне машины. Как заявляет разработчик, она была вдохновлена принципом работы дозаторов для бутылок с газировкой. Досылатель располагается в центре, а два ряда с боеприпасами по бокам (по 10 снарядов в каждом, всего 20). Эта система может досылать три начальных снаряда в ствол в течение 10 секунд, обеспечивая более быструю перезарядку по сравнению с текущими механизмами, используемыми западными танками.
Дополнительное вооружение включает 8 многоцелевых гранатометных установок, по четыре с каждой стороны, и дистанционно управляемую боевую станцию, вооруженную пушкой стандарта НАТО 30x113 мм, способной противостоять угрозам со стороны БПЛА. В ДУМВ встроен панорамный прицел командира. Для ведения боя на больших дальностях установлен многоцелевой ракетный комплекс с наведением как в режиме прямой видимости (LOS), так и вне пределов прямой видимости (NLO). Он устанавливается с левой стороны башни и выдвигается только при необходимости. Разработчик заявил, что необитаемая башня позволила оптимизировать защиту с учетом новых угроз, таких как дроны и барражирующие боеприпасы, имеющие профиль атаки сверху вниз. Перемещение экипажа внутрь корпуса, в основном под башню, улучшает защиту от основных атакующих угроз, создавая три линии поражения: потолок башни, пространство внутри башни и крыша шасси. Крыша корпуса также была поднята примерно на 100 мм для повышения удобства. Экипаж попадает в танк через два люка, расположенных спереди, с запасным выходом под настилом. Защита танка дополнительно усилена КАЗ Trophy.
ОБТ оснащен набором мультиспектральных сенсоров, которые повышают тактическую и ситуационную осведомленность, включая контроль окружающей среды, оптические средства и множество систем обнаружения, в том числе дронов. При весе менее 60 тонн Leopard 2 A-RC 3.0 имеет 7,95 м в длину (11,17 м с пушкой), 3,77 м в ширину и 2,44 м в высоту (до крыши башни), достигая 2,84 м с учетом перископа. Дизельный двигатель MTU 873 мощностью 1100 кВт (1500 л.с.) в сочетании с коробкой передач Renk HSWL 354 позволяет танку развивать скорость, превышающую 65 км/ч при запасе хода по бездорожью 460 км. Дорожный просвет – 500 мм. 
 
 
Разработчик намерен представить работающий прототип Leopard 2 A-RC 3.0 к 2026 году. KNDS Deutschland стремится предложить этот новый вариант в качестве обновления существующих моделей Leopard 2, от стандарта A4 до версии A8. Имеющаяся на них башня будет заменена на новую конструкцию, в то время как задняя часть корпуса останется неизменной, а передняя будет модифицирована для размещения новых постов экипажа.
 
https://topwar.ru/ 26.06.2024. 
 
2) Немецкое подразделение франко-германской компании KNDS выдало на гора новый концепт танка под названием Leopard 2 A-RC 3.0, который по своей сути является вариантом глубокой модернизации существующих «Леопардов 2» с установкой необитаемой башни. Машину даже официально показали на прошедшей недавно международной выставке вооружений Eurosatory и представили как демонстратор технологий и промежуточное звено между старыми танками и новым единым «евротанком», над которым сегодня совместно работают немцы и французы.
Судя по заявлениям, изделие при сохранённой от «Леопарда 2» базе и массе менее 60 тонн планируют нафаршировать по полной программе. Оно может быть оснащено любым орудием: как стандартной 120-мм пушкой, так и более мощными вариантами в калибрах 130 и 140 миллиметров с автоматической системой заряжания, обеспечивающей скорострельность 3 выстрела за 10 секунд. Также из вооружения предлагается автоматическая 30-мм пушка, способная бороться с БПЛА и наземными целями, и пусковая установка для управляемых противотанковых ракет. Будет полностью переработано бронирование машины, которое дополняется системой активной защиты – на демонстраторе это израильская «Трофи», но выбор ею, конечно, не ограничивается. Радикально изменится и электронная составляющая: в этом плане информации мало, но разработчики планируют оснастить танк новой цифровой системой управления огнём, обновлёнными средствами связи, комплексом управления и обмена информацией с беспилотными летательными аппаратами, а также перевести Leopard 2 A-RC 3.0 на техническое зрение без оптических приборов наблюдения. Но, пожалуй, наиболее интересным новшеством детища KNDS является его компоновка по части размещения экипажа. В этом плане танк значительно отличается от большинства прототипов и концептов машин, воплощённых в металле и об этом стоит поговорить подробнее. Как уже говорилось ранее, Leopard 2 A-RC 3.0 оснащается необитаемой башней, что естественным образом предполагает размещение экипажа внутри корпуса танка. Этот подход к изменению компоновки, если говорить в целом о мировом танкостроении, давно вышел за рамки фантастики и становится всё более актуальным.
Причина проста : масса существующих ныне танков подходит к своему пределу и препятствует дальнейшему усилению бронирования, интеграции защитных систем и повышению могущества вооружения. Поэтому замена обитаемых башен, имеющих значительный забронированный объём и соответственно вес, на более лёгкие и компактные необитаемые – логичное решение. Выбор их форм, функционала и оснащения – дело заказчика и разработчиков, так что стандарта в том, как должна выглядеть башня, нет. С экипажем ситуация иная. Если посмотреть на широко известные проекты по типу отечественного Т-14 «Армата», американского AbramsX или южнокорейского концепта Next Gen MBT от Huyndai Rotem, можно заметить, что схема расположения танкистов в целом одинаковая. Места для них находятся в носовой части корпуса вплотную к лобовой броне, почти в ряд, плечо к плечу. Причина тенденции вполне понятна: таким образом можно создать весьма компактный по объёму защищённый обитаемый отсек, полностью изолированный от топлива, вращающейся башни с зоной ометания пушки, боекомплекта (если таковой имеется в корпусе) и т. д. Но в KNDS решили пойти несколько иным путём. Как можно заметить, его компоновка слегка напоминает классическую. Водитель находится в носовой части корпуса танка по центру, а наводчик и командир – позади него, под башней ближе к средней части корпуса. Сопроводительная информация к танку, объявленная в пресс-релизе, содержит сухие данные о том, что это привело к «сокращению занимаемой уязвимой зоны на 30 %». Фактически же – к возможности создания мощно забронированной обитаемой капсулы, более совершенной, чем те отсеки, которые предлагаются в Т-14 или AbramsX.
Совершенной в первую очередь потому, что, несмотря на все свои преимущества, компоновка с расположением мест экипажа в ряд обладает существенным минусом – танкисты занимают фактически весь объём от борта до борта корпуса. А это сильно ограничивает возможности по наращиванию бронирования в данных зонах, если нет задумки по непомерному увеличению ширины танка. Особенно это актуально, когда речь заходит о модернизации существующих танков, где в ограниченном пространстве корпуса, в принципе, вообще особо не разгуляешься. Габариты, что называется, обозначены, и вылезти за них невозможно. Предложенная специалистами из KNDS идея эту проблему решает – экипаж в случае такого размещения занимает меньший, чем в обозначенных выше отсеках, объём корпуса по ширине. Поэтому освободившееся место можно использовать для увеличения толщины бортов обитаемого отделения, что можно наблюдать на приложенном ниже изображении. Конечно, о равнопрочном и чуть ли не круговом бронировании, способном сдержать удар снаряда со всех сторон, говорить не приходится. Тем не менее возможное наличие комбинированных бронепакетов в бортах, дополненных экранами с динамической защитой с внешней стороны, делает их куда менее уязвимыми, чем то, что предлагают AbramsX или Т-14, не говоря о существующих танках. Причём менее уязвимыми не только в курсовых углах маневрирования танка, но и при обстреле под прямым углом в борт распространёнными моноблочными боеприпасами гранатомётов как минимум. Так что выгода, учитывая насыщенность современного поля боя мобильными противотанковыми средствами, очевидна. Помимо этого, подобное расположение экипажа в перспективе может положительно сказаться на массе танка за счёт более рационального размещения бронирования. А этот момент весьма важен, поскольку замена башни на лёгкую необитаемую – это, конечно, хорошо, но высвобождённым за счёт этого резервом по массе распоряжаться нужно с умом.
Дело в том, что обитаемый отсек, выполненный по схеме «один спереди – два сзади», можно вообще использовать в качестве основной брони, заключая экипаж в своеобразный массивный кокон, помещённый внутрь облегчённого и лишённого тяжёлого бронирования корпуса. При этом отпадает необходимость в бронировании всей лобовой проекции корпуса танка – достаточно сконцентрировать основной массив во лбу обитаемой капсулы. Идея, конечно, на первый взгляд странная, но, беря в расчет то, что на Западе всерьёз обеспокоились снижением массы танков, которая у большинства образцов перевалила за 60 тонн, смысла не лишённая. Всё же пока не изобрели материалов, обладающих снарядостойкостью, как у обеднённого урана, и минимально влияющих на вес машины. Поэтому уменьшение забронированной площади таким способом имеет шансы на жизнь. 
 
 
Тем не менее подводные камни у компоновки Leopard 2 A-RC 3.0 тоже присутствуют. Связаны они с тем, что перемещение двух членов экипажа под башню требует её полной изоляции от внутреннего пространства корпуса. В обсуждаемом изделии эти проблемы, по заверениям создателей, отсутствуют. Необитаемая башня Leopard 2 A-RC 3.0 фактически является полностью изолированным боевым модулем, который никак не контактирует с внутренним объёмом корпуса танка. Нет никакой подбашенной корзины, боеукладки внутри корпуса и тому подобного – всё находится внутри башни, начиная от автомата заряжания в кормовой части и заканчивая артиллерийской системой с сопутствующими ей механизмами. Как результат, где по классике должен находиться соответствующий диаметру погона вырез в крыше корпуса, стоит сплошной бронелист. Поэтому KNDS в этом плане убивают сразу двух зайцев, освобождая место для размещения экипажа и повышая его защищённость от осколочных поражений в случае, если башня получает снарядные попадания. Причём подвижность пушки в вертикальной плоскости и её откат при выстреле никак не ограничиваются подбашенным броневым листом. Возможно, из-за применения так называемых «двойных» или «двухосевых» цапф, запатентованных компанией Krauss-Maffei Wegmann, являющейся – наряду с французской Nexter – соучредителем KNDS.
Первоначально эта технология была разработана для обеспечения кратно больших углов наведения орудия в вертикальной плоскости, чем у стандартных артсистем с классическим расположением цапф перед казённой частью, что можно заметить на прикреплённом выше изображении. Но, судя по утверждениям некоторых западных экспертов, в Leopard 2 A-RC 3.0 она была адаптирована для подъёма пушки над корпусом, обеспечивая последней свободу движений, и соответственно стабилизации при наличии ограничителя в виде подбашенного листа. Технологически всё это достаточно сложно и крайне затратно с финансовой стороны. Но, судя по презентационным роликам KNDS, их изделие уже ездит и даже стреляет, то есть за рамки простого ходового макета оно, скорее всего, уже вышло. Но пока нельзя забывать, что это просто концепт танка. Его технологическая зрелость, учитывая комментарии от KNDS в стиле «машина находится в разработке», пока под вопросом. Тем не менее, принимая во внимание засилье проектов танков с необитаемой башней, расположение экипажа в которых превратилось в некий стандарт, изделие от франко-германской компании – это действительно свежий взгляд на проблему, как в аспекте повышения защищённости танкистов, так и в плане более рационального использования массы боевых машин данного класса. Так что Leopard 2 A-RC 3.0, будучи демонстратором технологий, вполне может стать не только достойным вариантом модернизации имеющихся «Леопардов 2», но и заделом для производства совершенно новых танков. 
 
https://topwar.ru/  05.07.2024.

Комментариев нет:

Отправить комментарий