18/12/24

Проект танка лейтенанта Розанова (СССР. 1944 год).

В марте 1944 г. командир стрелкового взвода лейтенант Л.В. Розанов, находившийся в это время в 17-м отдельном полку резерва офицерского состава, предложил сразу несколько изобретений, среди которых был проект тяжёлого истребителя танков. Это был танк-истребитель на основе конструкции серийного Т-34, оснащённый «крупнокалиберным орудием автоматического действия» ...
Автор имел за плечами образование инженера и семилетний стаж работы в машиностроении. Он писал: «Предлагаемый мной проект тяжелого танка – истребителя, своей новой конструкцией позволяет обойти ряд «догматических» – установившихся некоторых постоянных приемов при конструировании танков». 
 
Конструкция танка Розанова предусматривала следующие новшества в конструкции Т-34, такие как откидывающиеся бронещиты и дополнительные броневые катки. Розанов ожидал реакции на своё предложение три месяца. Проект танка-истребителя был рассмотрен в ГАБТУ в первых числах июня 1944 г., а второе предложение изобретателя было отправлено в отдел изобретений Главного артиллерийского управления Красной Армии. Начальник 8-го отдела Технического управления ГАБТУ инженер-подполковник Фролов высказался о «Танке-истребителе тяжёлого типа» не слишком обнадёживающе. По его мнению, бронированные катки в носовой части танка резко снизили бы манёвренность машины и увеличили её боевую массу. Наклонные бронелисты и щиты на бортах влекли рост габаритов и осложняли доступ ремонтников к ходовой части. К тому же они никак не защищали танк от наезда на мины. Однако составленная изобретателем схема автоматического заряжания орудия заинтересовала специалистов. Судя по тому, что в архивном деле нет её схемы, чертежи передали по инстанциям для дальнейшего изучения.
Предложения Розанова не нашли поддержки в ГАБТУ, но с современной точки зрения они кажутся оправданными. Концепция же бронекатков нашла свою реализацию в танковых минных тралах. Автор предлагал придать корпусу своего танка оригинальную форму. Верхний и нижний бортовые бронелисты должны были устанавливаться под углом друг к другу так, чтобы их стык выходил за пределы верхнего габарита гусениц. Розанов отталкивался от ширины надгусеничных полок тяжёлого немецкого танка Tiger I, стремясь превзойти вражескую тяжёлую технику в защищённости. На борта танка должны были монтироваться откидные бронещитки для защиты пехоты на борту машины от ружейно-пулемётного огня в ходе десантных операций. Эти броневые щиты могли откидываться и прикрывать ходовую часть в бою. Управление щитками осуществлялось изнутри танка. Но ходовую часть мало было прикрыть сверху, она нуждалась в защите с лобовой проекции. Изобретатель предложил установить мощные катки, которые выносились вперёд для защиты основной ходовой части машины. Толщину их ободьев автор не уточнил. Видимо, он полагал, что её нужно подобрать опытным путём.
Для увеличения интенсивности огня танк вооружался некоей крупнокалиберной автоматической пушкой. По замыслу изобретателя, танк нужно было вооружить крупнокалиберным орудием с автоматом заряжания. Механизм подачи представляет из себя цепь-ленту. На секциях ленты имеются кассеты для снарядов. Замкнутая цепь-лента рассчитана на 16 снарядов и вращается вокруг верхнего барабана с квадратным сечением. В зависимости от характера боя кассеты ленты можно было бы заряжать бронебойными и осколочно-фугасными снарядами в порядке очерёдности. При этом учитывалась вероятность выхода барабана заряжания из строя: в этом случае танкисты могли работать с пушкой вручную. 
 
(Есть ли чертёж автомата заряжания? В источнике указано, что пушка предполагаемая для установки на этот танк была 85-мм Н-3-457. Известно, что разработана она была специально для Т-34-85 в 1944 году, что Н-3-457 была «85-мм пушка большой мощности» с начальной скоростью снаряда 950 м/с. Существовал вариант с коническим каналом ствола с начальной скоростью снаряда 1150 м/с. Фото и чертежа пока не обнаружено). 
 
Сама ходовая часть разбивалась на две части – непосредственно гусеничный ход и дополнительные броневые катки, прикреплённые спереди и связанные цепным приводом с гусеничным ходом. Сам Розанов писал следующее: «Ходовая часть танка разбивается на две части: на гусеничный ход занимающий 8/9 задней части танка и на броневые катки, имеющие привод через цепь Галля от ведущих колес гусениц». Назначение катков – защита гусениц с лобовых проекций. Монтаж катков реализован на подрессоренных рычагах с возможностью перемещения по вертикали.
Длина корпуса : 6300 мм
Ширина корпуса : 3600 мм
Высота : 2300 мм
Вооружение : 85-мм орудие Н-3-457
Боекомплект : 56 снарядов
Двигатель : дизельный двигатель В-2
Мощность двигателя : 520 л. с.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий