Конструкторское бюро, возглавляемое магистром технических наук, инженером Брониславом Жураковским, существовавшее в Авиационном институте, начало в 1956-1957 годах работы над самолетами с вертикальным взлетом. Это была новая область, которой бюро должно было посвятить себя в будущем. Над этим вопросом начала работать отдельная группа под руководством инженера Яна Козневского ...
После исследований и теоретических соображений была выбрана конструктивная схема, предполагавшая использование крыла, поворачивающегося на 90° вместе с двигателями, которые в вертикальном положении приводили в движение воздушные винты, выполнявшие роль несущих. После того, как бюро было переведено в Центр авиационных конструкций WSK Okęcie, работы все еще продолжались.
В 1957 году группа инженера Козневского разработала проекты самолетов вертикального взлета PS-1 и PS-2. PS-1 представлял собой чертежную документацию концептуальной системы. Расчёты по проекту PS-1 были следующими : полезная нагрузка 2000 кг (т.е. 20 человек), скорость от 500 до 600 км/ч, дальность полета 600 км и турбовинтовые двигатели. Инженер Я. Козневский с самого начала отказался от реактивного двигателя, так как считал, что он был пригоден для боевых, а не транспортных машин. Технические данные PS-1 были следующими : размах крыла – 18 м, длина – 15,8 м, площадь крыла – 65 кв.м., взлётная масса – 9500 кг. Двигатели должны были иметь два трехлопастных несущих винта диаметром 7,7 м.
Проект PS-2 представлял собой транспортно-пассажирский самолет вертикального взлета, оснащенный двумя газотурбинными двигателями конструкции «Тур» мощностью по 736 кВт (1000 л.с.) каждый. Работы над ним начались в 1958 году. Диаметр несущих винтов увеличили до 8 м. Увеличили размах крыльев и снабдили их закрылками. Силовая установка имела четыре двигателя, хотя несущих винтов было всего два (то есть речь идёт о спарках). При разработке проекта PS-2 его силуэт немного изменили, а именно заднюю часть фюзеляжа для размещения погрузочной рампы.
Вслед за проектом началось строительство летающей модели самолета PS-2. В моторном отделе ОКЛ под руководством доцента инженера В. Наркевича, отдельная группа профессора инженера Яна Одерфельда разработала конструкцию газотурбинного двигателя «Тур», предназначенного для самолета PS-2. Работы по конструкции проекта и цеховой документации продвинулись на 50%, когда в 1961 году было принято решение о приостановке и прекращении дальнейших работ в этом направлении.
В этой ситуации от разработки двигателя «Тур» также отказались. Также был разработан проект экспериментального самолета вертикального взлета PS-3 и военно-транспортного самолета PS-4. Однако в 1961 году было принято решение приостановить и прекратить программу самолётов вертикального взлета и посадки.
P.S. Продвижение концептуальных работ позволило представить результаты заинтересованным получателям, то есть армии и, возможно, подразделениям связи. Тогдашний командующий польских ВВС, советский генерал Торохов, выразил заинтересованность и пообещал поддержку развитию работ. При этом, однако, в армии высказывалось мнение, что более интересно было бы придать транспортному самолету возможность взлетать с разбегом при максимальном взлётном весе, а затем, после израсходования части топлива, осуществлять вертикальную посадку. Из-за большого диаметра винтов PS-2 этим условиям не соответствовал. Предложение военных побудило конструкторский коллектив быстро разработать еще один вариант, получивший обозначение PS-4, оснащенный четырьмя двигателями и несущими винтами меньшего диаметра. Этот самолет также был способен взлетать с разбегом. Однако в 1961 году было принято решение о прекращении дальнейших работ по программе самолётов вертикального взлета и посадки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий