08/03/25

Опытный многоцелевой ударный истребитель CAC JH-36 (Китай. 2024 год).

1) В районе авиазавода в Чэнду 26 декабря 2024 года (в очередную годовщину рождения Мао Цзэдуна) в сопровождении истребителя J-20S состоялся первый полет китайского истребителя-бомбардировщика следующего поколения. Новый боевой самолет разрабатывается Чэндуским авиационным проектно-исследовательским институтом (Chengdu Aircraft Research & Design Institute, он же НИИ-611) ...
 
Это был его первый летный прототип / демонстратор технологий произведённый на заводе китайского авиастроительного объединения Chengdu Aircraft Industry Group (входит в состав китайской государственной авиационно-промышленной корпорации AVIC).
 

2) Отмечается, что появление 26 декабря 2024 года кадров двух самолетов нового поколения связано с 131-й денем рождения Мао Цзэдуна. Самолеты взлетели из штаб-квартиры Chengdu Aircraft Corporation (CAC) в городе Чэнду (провинция Сычуань).
Размеры и компоновка прототипа (на видео) позволяют предположить, что это ожидаемый «региональный» бомбардировщик J/H-36 (судя по номеру на борту 3601 = первый прототип машины 36), предназначенный для нанесения высокоточных ударов по базам и, возможно, кораблям в Индо-Тихоокеанском регионе.
 
 
3) Недавняя демонстрация Китаем прототипа перспективного истребителя 6-го поколения на ежегодном авиашоу в Чжухае, разумеется, породила множество споров — в первую очередь, насколько он близок к реализации? Представленный государственной корпорацией AVIC (Aviation Industry Corporation of China) макет под названием «Байди» (кит. 白帝 — белый император) выглядел настолько новаторски, что многие усомнились в его реалистичности. И как выяснилось сегодня — скептики были не вполне правы.
Двадцать шестого декабря 2024 года, неизвестный прежде китайский военный самолет был замечен в воздухе в сопровождении истребителя J-20 (предыдущего, пятого поколения). Обе машины шли на небольшой высоте, и позволили зрителям себя заснять в достаточно хорошем качестве. Достаточно хорошем, чтобы убедиться ; хотя представленный самолет и не имеет почти ничего общего с «Байди», он также является радикально новым шагом в развитии военной авиации. Итак, что же можно сказать о китайском прототипе 6-го поколения?
* Это весьма крупный многоцелевой истребитель, по крайней мере, сопоставимый размерами с J-20 (который считается самым большим и массивным из принятых на вооружение самолетов 5-го поколения). Массивное шасси с двойными колесами указывает на значительный вес, вероятно, превышающий 40-50 тонн. 

* Его крыло имеет необычную для современных самолетов форму «двойная дельта» (или «составная дельта») — треугольное с характерным «изломом» в передней части. Такая форма улучшает подъемную силу на больших углах атаки, обеспечивает более плавный переход звукового барьера и лучшую управляемость на малых скоростях. 

* Китайский самолет не имеет вертикального оперения — все управление осуществляется с помощью развитой системы элевонов на задней кромке крыла. На фотографиях можно выделить по крайней мере пять отдельных подвижных элементов с каждой стороны, а также винглеты (управляемые законцовки крыла). Высказывается мнение, что такая сложная система может быть китайским подходом к перспективной идее активного управления воздушным потоком.

* Некоторые источники предполагают, что он может иметь трёхдвигательную конфигурацию — на фото в профиль виден дополнительный центральный воздухозаборник, выступающий сверху корпуса за кабиной пилота. Возможно, таким образом Китай пытается обойти известную проблему с производством высокоэффективных авиационных двигателей (усилия Китая в этом направлении до сих пор оцениваются с определенным скепсисом), установив три менее мощных, но более надежных двигателя. 
 
Однако, стоит отметить, что это может объясняться и другими причинами: например, желанием снизить ЭПР в нижней проекции. Воздухозаборники являются одними из главных «нарушителей» радарной малозаметности самолета, и идея вместо пары крупных воздухозаборников на брюхе поставить два небольших и третий на спине выглядит достаточно убедительно. Доступный наземный снимок плохого качества подтверждает трехдвигательную конфигурацию самолета. 

* Судя по всему, огромное внимание уделено снижению радиолокационной заметности самолета — отсутствие вертикального оперения, максимальное «вписывание» фюзеляжа в крыло. Значительное расстояние между двумя боковыми двигателями, вероятно, предназначено для размещения объемистого отсека вооружения — таковой является характерной чертой, например, J-20. 

* Назначение машины пока еще неясно, но многие предполагают, что новый китайский самолет является логичным развитием J-20 — тяжелый многоцелевой истребитель-бомбардировщик с приоритетом ударных функций. 

https://alternathistory.ru/  (The same Fonzeppelin) 

4) Прежде всего, новый китайский истребитель трёхмоторный. Сказать, что это редкая схема для подобных машин, это ничего не сказать. В послевоенный период по поводу применения подобной схемы можно вспомнить две-три разработки , не более.
Зачем китайцы решили использовать такую схему? Военный портал «Аrmyrecognition» по этому поводу пишет следующее : «Трёхмоторная силовая установка, состоит из усовершенствованных двигателей WS-19. Такая схема призвана обеспечить повышенную тягу, улучшенную маневренность и способность нести более тяжелую полезную нагрузку. В такой конфигурации J-36 способен достигать максимальной скорости в диапазоне 2,5 М, что делает его высокоскоростной платформой, подходящей для задач завоевания превосходства в воздухе и ударных миссий. Трехмоторная схема также обеспечивает повышенную надежность и топливную эффективность. Моторы представляют собой модернизированную версию двигателя WS-19. Эти двигатели разработаны для обеспечения повышенной тяги и топливной эффективности, что имеет решающее значение как для высокоскоростных характеристик, так и для дальних операций. Применение этих двигателей гарантирует, что J-36 будет достаточно универсален для различных типов операций, начиная от операций по завоеванию превосходства в воздухе и заканчивая точечными ударами по наземным и морским целям».
Второй главной особенностью самолёта является то что он сделан по схеме «бесхвостка». Именно кили самолёта создают основную площадь радиоотражения. И их отсутствие резко уменьшит заметность самолёта в радиодиапазоне. То есть у данной машины есть большие шансы стать «невидимкой» по сравнению с предыдущими разработками. Самолет получился крупнее всех истребителей пятого поколения (и это ещё одна «капля» в копилку того, что это ударный самолёт, а не «чистый» истребитель). Максимальный взлетный вес J-36 находится в диапазоне 50-55 тонн. Это подчеркивает его способность нести значительную полезную нагрузку, включая передовые системы оружия и дополнительное топливо для дальних полётов. Расчетный боевой радиус машины составляет около 3000 километров, что еще раз демонстрирует его способность эффективно действовать на больших расстояниях от мест базирования. Это характеристика истребитель критически важна в таких регионах, как Индо-Тихоокеанский, где оперативная дальность имеет первостепенное значение. Что касается фюзеляжа, то он оптимизирован под требования малозаметности. Этого удалось добиться за счет использования радиопоглощающих материалов. Плавные контуры и угловатые поверхности самолета работают в тандеме, чтобы уменьшить радиолокационное обнаружение. На самолёте можно заметить наличие трёх отсеков вооружения : одного большого и двух меньшего размера.
Ожидается, что самолет будет оснащен радиолокационной системой с активной электронно-сканирующей решеткой (AESA), важным компонентом для обнаружения и отслеживания целей на больших дистанциях. Кроме этого, интеграция электрооптических систем наведения (EOTS) позволит J-36 точно поражать как воздушные, так и наземные цели. Эти системы позволят истребителю одновременно отслеживать несколько целей и эффективно действовать в различных условиях окружающей среды и радиоэлектронной борьбы, что делает его весьма универсальным в боевых операциях. Резюмируя всё вышеперечисленное, можно сказать что мы имеем дело с классическим истребителем-бомбардировщиком.
Разработка Chengdu J-36 представляет собой важнейшую веху в программе военной авиации Китая, особенно потому, что страна стремится конкурировать с самыми совершенными истребителями в мире, включая американские F-35 и F-22. 
 

5) Расчётные ТТХ :

Взлётный вес – 50-55 тонн, экипаж – 1-2 человека, длина – 22,5 (23,2) м, размах крыла – 24 (25,2) м, площадь крыла – 248 м², высота – 4,62 м, силовая установка – три ТРДД тягой по ????? кгс, максимальная скорость – 2400-2600 км/ч, крейсерская скорость – 1550 км/ч, потолок – 20115 м, радиус действия – 3000-3150 км, вооружение : ?????
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий