В декабре 1942 года у советских танкостроителей появилась идея создания многоствольной САУ на базе модифицированного шасси танка Т-34. Одним из проектов стала необычная спаренная гаубица, которая должна была получить название СУ-2–122. Впрочем, дальше создания проектной документации работы по этой теме не продвинулись. А сам проект осел в архиве, где и был обнаружен относительно недавно ...
В середине декабря 1942 года Технический совет НКВ (Наркомат Вооружений) составил тактико-технические требования на самоходную спаренную установку 122-мм гаубиц М-30. Стоит отметить, что требования носили скорее инициативный характер, поскольку в высшем приоритете задание не значилось. Инициатором создания САУ выступал генерал-майор инженерно-артиллерийской службы А. А. Толочков, занимавший должность начальника сектора опытных конструкций Техсовета НКВ. Требования к самоходу заключались в следующем:
- вооружение должно состоять из двух 122-мм гаубиц с использованием стволов с затворами от М-30;
- стволы должны быть спарены одной общей люлькой, но иметь индивидуальные противооткатные устройства, максимально унифицированные с М-30;
- люлька и противооткатные устройства защищаются броневой маской;
- углы наводки по вертикали составляли от −5° до +15°, по горизонтали от 15° до 20°;
- толщина брони лобовой части 70 мм, бортов 30 мм, крыши и кормы – 15–20 мм;
- при проектировании самоходной части максимально используются агрегаты Т-34;
- удельное давление на грунт не должно превышать значения для Т-34;
- установка должна обеспечивать одиночный и залповый огонь;
- в качестве дополнительного вооружения предусматриваются 1–2 пулемёта ДТ.
12 мая 1943 года в адрес Артиллерийского комитета ГАУ КА (Главное Артиллерийское Управление Красной Армии) прибыло письмо из города Молотов (так с 1940 по 1957 год называлась Пермь). Письмо, отправителем которого являлся начальник ОКБ-172 подполковник НКВД Н. А. Иванов, содержало в себе два проекта. Первый из них – тяжёлая САУ СУ-203 на шасси КВ-1с, вторым была средняя САУ СУ-2–122, та самая, требования на которые составили в декабре 1942 года. Оба проекта вёл коллектив во главе с А. Ф. Смирновым.
- вооружение должно состоять из двух 122-мм гаубиц с использованием стволов с затворами от М-30;
- стволы должны быть спарены одной общей люлькой, но иметь индивидуальные противооткатные устройства, максимально унифицированные с М-30;
- люлька и противооткатные устройства защищаются броневой маской;
- углы наводки по вертикали составляли от −5° до +15°, по горизонтали от 15° до 20°;
- толщина брони лобовой части 70 мм, бортов 30 мм, крыши и кормы – 15–20 мм;
- при проектировании самоходной части максимально используются агрегаты Т-34;
- удельное давление на грунт не должно превышать значения для Т-34;
- установка должна обеспечивать одиночный и залповый огонь;
- в качестве дополнительного вооружения предусматриваются 1–2 пулемёта ДТ.
12 мая 1943 года в адрес Артиллерийского комитета ГАУ КА (Главное Артиллерийское Управление Красной Армии) прибыло письмо из города Молотов (так с 1940 по 1957 год называлась Пермь). Письмо, отправителем которого являлся начальник ОКБ-172 подполковник НКВД Н. А. Иванов, содержало в себе два проекта. Первый из них – тяжёлая САУ СУ-203 на шасси КВ-1с, вторым была средняя САУ СУ-2–122, та самая, требования на которые составили в декабре 1942 года. Оба проекта вёл коллектив во главе с А. Ф. Смирновым.

На место башни и подбашенного погона создатели установили рубку (в тогдашней терминологии она называлась неподвижной башней). Для обеспечения большего внутреннего объёма края рубки заходили к бортам корпуса. Кроме того, рубке придали призматическую форму, дабы обеспечить большую снарядостойкость. Как и было указано в технических требованиях, толщину лобового листа рубки довели до 70 мм.
Орудийная установка, состоящая из двух 122-мм гаубиц М-30, крепилась в рамке, закреплённой в лобовом листе рубки. Подобная схема, которая применялась на подавляющем большинстве советских средних и тяжёлых САУ военного периода, имела ряд преимуществ. Установка в рамке не требовала дополнительной тумбы, что заметно упрощало конструкцию и высвобождало много места в боевом отделении. Спаренная установка 122-мм гаубиц М-30 получилась у коллектива ОКБ-172 крайне технологичной. Качающаяся часть гаубиц (к слову, М-30 производились на заводе №172, где и размещалось конструкторское бюро) бралась без изменений. Гаубицы прикрывались единой маской. Механизмы наведения и прицелы разместили с левой стороны. Сиденье наводчика также было закреплено с левой стороны и перемещалось вместе с орудийной системой. Справа от орудийной установки создатели СУ-2–122 разместили пулемёт ДТ. Шаровую установку вместе с маской полностью позаимствовали от курсового пулемёта Т-34.
Экипаж СУ-2–122 должен был составить 6 человек. Стоит отметить, что размещался расчёт боевого отделения весьма вольготно: ввиду того что рубка получилась довольно высокой, экипаж мог вставать в ней в полный рост. Каждая из гаубиц М-30 обслуживалась своим заряжающим. Надо сказать, что у СУ-122 заряжающих было 2 (заряжающий и замковой), но при этом и условия работы в этой САУ более стеснённые. В случае с СУ-2–122 заряжание оказывалось гораздо удобнее. Боекомплект, состоящих из 70 выстрелов, занимал всю площадь кормового листа рубки. Подобное размещение заметно облегчало работу заряжающих. Согласно расчётам, скорострельность СУ-2–122 оценивалась в 4–5 залпов в минуту.
Дальше проектной документации работы по СУ-2–122 не продвинулись. Компоновка танка или САУ – дело довольно сложное, к тому же за любым улучшением почти всегда стоит ухудшение другого параметра. В случае с СУ-2–122 такими параметрами стали габаритные размеры и масса. Увеличение длины корпуса и установка рубки не могли пройти бесследно. Боевая масса САУ должна была составить 34,5 тонны, для сравнения, СУ-122 весила 29,6 тонн. Одновременно выросло и удельное давление на грунт, а средняя скорость по пересечённой местности снижалась до 15 км/ч. Не менее критичным оказался и рост по габаритам. Полная высота СУ-2–122 была равна 2940 мм (по крыше рубки 2740 мм), это больше, чем аналогичный показатель СУ-152.
Впрочем, главной проблемой, с которой столкнулась СУ-2–122, оказалась даже не высота или масса. Весной 1943 года уже вовсю шло производство СУ-122, не требовавшей радикальных переделок шасси Т-34. Более того, даже СУ-122 в мае 1943 года военных не устраивала, поскольку уже прошли испытания обстрелом трофейного «Тигра», а они показали, что САУ лучше вооружать 85-мм пушкой с баллистикой зенитки 52-К. В этих условиях проект, предусматривавший залповый огонь, оказался не у дел, тем более что опыт КВ-7 дал отрицательный результат. В итоге проект ОКБ-172 осел в архиве, где был обнаружен совсем недавно.
https://alternathistory.ru/ (Иван Бякин).
Комментариев нет:
Отправить комментарий