Северная Корея публично продемонстрировала свой новейший боевой корабль. О том, что Северная Корея строит крупный надводный корабль было известно уже давно. Первые фотографии строящегося корпуса в крытом сухом доке были опубликованы новостными агентствами КНДР еще в 2024 году. Обозреватели военно-морской тематики не преминули отметить, что речь идет о весьма крупном корабле, оснащенном радарами с фазированной антенной решеткой, вертикальными пусковыми установками и выполненном с применением технологии малозаметности ...
Для Северной Кореи — ранее не строившей ничего, крупнее корветов — создание боевого корабля таких размеров, определенно, представляло значительный инженерный и технологический вызов. Многие аналитики предполагали, что речь идет не столько о боевом, сколько об экспериментальном корабле (своего рода, плавучем стенде для испытания сенсоров и систем вооружений), и весьма пессимистично оценивали, что постройка затянется на годы.
Однако уже в апреле 2025 года спутниковые снимки (произведенные французскими спутниками фоторазведки «Pléiades») обнаружили затянутый маскировочными сетями крупный корабль, стоящий в плавучем доке у достроечной стенки военно-морской базы Нампо. Общие пропорции корабля совпадали с ранее опубликованными снимками, что сразу же привлекло значительный интерес. И вот наконец, 25 апреля 2025 года, корабль представили общественности на публичной церемонии.
Новый корабль официально считается «эсминцем»: хотя его размеры и меньше, чем у современных кораблей такого класса, наличие многоцелевого ракетного и артиллерийского вооружения вполне позволяет отнести его к данной категории. Это — первый боевой корабль основного класса во флоте Северной Кореи. В ходе торжественной церемонии, эсминец получил бортовой номер 51 и имя «Чвё Хэн» — в честь корейского генерала и революционера, прославившегося партизанскими операциями против японцев еще в 1930-х годах.
Итак, что же можно сказать о первенце корейского океанского флота?
* Это крупный корабль океанского класса, с конвенционной (дизельной, газотурбинной, либо комбинированной) силовой установкой, водоизмещением около 5000 тонн. Его длина около 144 метров, наибольшая ширина — 22 метра. Корпус и надстройки корабля выполнены со значительным применением технологий снижения радиолокационной заметности;
* Основным элементом боевой системы корабля является обзорно-поисковая РЛС с фазированной антенной решеткой, смонтированная на вершине надстройки эсминца (прежние предположения о том, что антенны будут смонтированы под мостиком, очевидно, не оправдались). Четыре антенные решетки, размещенные ромбом, обеспечивают радару 360-градусный обзор;
* На крыше носовой надстройки также расположены две РЛС с ФАР на вращающемся тумбовом основании. Вероятно, эти РЛС предназначены для «подсветки» целей для головок самонаведения зенитных ракет. Использование ФАР в этой роли может указывать на частичную многоканальность — хотя сектор обзора каждой антенны ограничен, в его пределах она, вероятно, может одновременно «подсвечивать» несколько отдельных целей;
* Также интересно отметить вращающуюся антенну навигационной РЛС на выступе мачты, очень смахивающую на советский радар «Вайгач»;
Итак, что же можно сказать о первенце корейского океанского флота?
* Это крупный корабль океанского класса, с конвенционной (дизельной, газотурбинной, либо комбинированной) силовой установкой, водоизмещением около 5000 тонн. Его длина около 144 метров, наибольшая ширина — 22 метра. Корпус и надстройки корабля выполнены со значительным применением технологий снижения радиолокационной заметности;
* Основным элементом боевой системы корабля является обзорно-поисковая РЛС с фазированной антенной решеткой, смонтированная на вершине надстройки эсминца (прежние предположения о том, что антенны будут смонтированы под мостиком, очевидно, не оправдались). Четыре антенные решетки, размещенные ромбом, обеспечивают радару 360-градусный обзор;
* На крыше носовой надстройки также расположены две РЛС с ФАР на вращающемся тумбовом основании. Вероятно, эти РЛС предназначены для «подсветки» целей для головок самонаведения зенитных ракет. Использование ФАР в этой роли может указывать на частичную многоканальность — хотя сектор обзора каждой антенны ограничен, в его пределах она, вероятно, может одновременно «подсвечивать» несколько отдельных целей;
* Также интересно отметить вращающуюся антенну навигационной РЛС на выступе мачты, очень смахивающую на советский радар «Вайгач»;
* Основное вооружение корабля состоит из двух вертикальных пусковых установок, включающих пусковые ячейки двух разных типоразмеров. Малые пусковые ячейки, вероятно, предназначены для зенитных ракет, в то время как средние — для противокорабельных и тактических крылатых ракет;
* Носовая пусковая установка — расположенная прямо перед надстройкой — включает тридцать две (32) малые пусковые ячейки, сгруппированные четырьмя блоками по восемь, и двенадцать (12) средних пусковых ячеек, сгруппированных шестью парами;
* Кормовая пусковая установка — расположенная на крыше кормовой надстройки позади дымовой трубы — включает двенадцать (12) малых пусковых ячеек, сгруппированных шестью парами, и восемь (8) средних пусковых ячеек, сгруппированных четырьмя парами;
* В центре надстройки (между носовой антенной мачтой и трубой) имеется ангар с наклонными стенками. Предположительно, в нем находятся контейнерные пусковые установки для стратегических крылатых ракет «Hwasal-2», дальностью до 2000 км. Такого рода пусковой комплекс ранее уже наблюдался в действии на северокорейском корвете типа «Amnok»;
* Наконец, еще один ракетный пусковой комплекс установлен в отдельном ангаре за кормовой надстройкой, прямо перед вертолетной площадкой. Он состоит из десяти чрезвычайно крупных пусковых шахт — скорее всего, предназначенных для баллистических ракет морского базирования (вероятно, семейства Pukguksong) дальностью полета более 1500 километров. Неясно, впрочем, является ли данный комплекс вооружений перманентной частью корабля, или дополнительным модулем, занимающим место вертолетного ангара;
* Артиллерийское вооружение корабля представлено 100-миллиметровым (возможно, 130-миллиметровым) универсальным орудием в «стелсовой» установке в носовой части. По внешнему виду башенная установка весьма напоминает популярную итальянскую модель OTO Melara 76-mm/62 Super Rapido — но с более крупным орудием. Вполне вероятно, что северокорейские инженеры вдохновлялись удачным иностранным образцом;
* Вооружение самообороны состоит из двух винтажных шестиствольных автоматических пушек АК-630, смонтированных по бокам центральной надстройки, и ракетно-артиллерийского зенитного комплекса, весьма похожего на российский «Каштан» (однако, отличающегося формой и конструкцией радарной антенны), позади трубы.
* Кормовая пусковая установка — расположенная на крыше кормовой надстройки позади дымовой трубы — включает двенадцать (12) малых пусковых ячеек, сгруппированных шестью парами, и восемь (8) средних пусковых ячеек, сгруппированных четырьмя парами;
* В центре надстройки (между носовой антенной мачтой и трубой) имеется ангар с наклонными стенками. Предположительно, в нем находятся контейнерные пусковые установки для стратегических крылатых ракет «Hwasal-2», дальностью до 2000 км. Такого рода пусковой комплекс ранее уже наблюдался в действии на северокорейском корвете типа «Amnok»;
* Наконец, еще один ракетный пусковой комплекс установлен в отдельном ангаре за кормовой надстройкой, прямо перед вертолетной площадкой. Он состоит из десяти чрезвычайно крупных пусковых шахт — скорее всего, предназначенных для баллистических ракет морского базирования (вероятно, семейства Pukguksong) дальностью полета более 1500 километров. Неясно, впрочем, является ли данный комплекс вооружений перманентной частью корабля, или дополнительным модулем, занимающим место вертолетного ангара;
* Артиллерийское вооружение корабля представлено 100-миллиметровым (возможно, 130-миллиметровым) универсальным орудием в «стелсовой» установке в носовой части. По внешнему виду башенная установка весьма напоминает популярную итальянскую модель OTO Melara 76-mm/62 Super Rapido — но с более крупным орудием. Вполне вероятно, что северокорейские инженеры вдохновлялись удачным иностранным образцом;
* Вооружение самообороны состоит из двух винтажных шестиствольных автоматических пушек АК-630, смонтированных по бокам центральной надстройки, и ракетно-артиллерийского зенитного комплекса, весьма похожего на российский «Каштан» (однако, отличающегося формой и конструкцией радарной антенны), позади трубы.
* Еще две системы самообороны (расположенные двумя парами по бокам от трубы корабля) пока что не удалось точно идентифицировать. Одна пара, по-видимому, является контейнерными пусковыми для дипольных отражателей на поворотном основании. Аналогичные средства постановки пассивных помех раньше уже наблюдались на других северокорейских кораблях.
* Вторая пара, скорее всего, представляет собой 4-х контейнерные пусковые установки многоцелевых ракет малой дальности с электрооптическим самонаведением. Такие ракеты ранее демонстрировались как часть вооружения северокорейских боевых катеров. Скорее всего, они предназначены для обороны корабля против беспилотных и пилотируемых боевых катеров, и подобных «легких» целей;
* Авиационное оснащение корабля достаточно … интересно. На корме смонтирована большая вертолетная площадка, способная принимать пилотируемые вертолеты. Однако, крупный ангар для таковых отсутствует — его место занимает пусковая установка баллистических ракет. По бокам от которой, однако, имеются два небольших ангара, вероятно, предназначенные для беспилотных летательных аппаратов :
* Кормовой пусковой комплекс, вполне вероятно, является модульным и при необходимости может быть быстро демонтирован, а вмещающая его надстройка — преобразована в полноценный вертолетный ангар. Ее форма и конструкция намекает на возможность такого переоборудования. Рискну предположить, что модуль баллистических ракет, вероятно, будет устанавливаться только когда эсминец выполняет задачи ядерного сдерживания в «домашних» водах, и не нуждается в постоянном базировании вертолета. При заморском же развертывании, ракетный модуль, скорее всего, будет заменяться вертолетным ангаром;
* В бортах под носовой надстройкой имеются закрытые люки, возможно, предназначенные для размещения противолодочных торпедных аппаратов. Что интересно, противолодочные бомбометы — ранее являвшиеся стандартным вооружением северокорейских боевых кораблей, отсутствуют.
В общем и целом, без малейшей иронии, можно сказать, что я впечатление состоялось. Северокорейские инженеры неоднократно уже демонстрировали, на что способны : например, буквально за два десятилетия перейти от легких жидкостных МБР, запускаемых с открытого стенда, к твердотопливным тяжелым МБР, запускаемых с мобильной пусковой установки, но в области военного кораблестроения они ранее ограничивались только экспериментами. Самым крупным боевым кораблем, построенным доселе в Северной Корее был скромный 1500-тонный корвет типа «Amnok»; довольно интересный «стелсовый» дизайн, но с довольно архаичным составом вооружения и оборудования.
Ракетный эсминец «Чвё Хэн» представляет собой в буквальном смысле революционный скачок в развитии северокорейского флота. В отличие от «Амноков», в этом эсминце нет ничего анахроничного; вся его компоновка явно была спроектирована с опорой на самые современные идеи и концепции военно-морской технологии. Впечатляющий ракетный арсенал в 74 пусковые ячейки вполне сопоставим с таковым у значительно более крупных боевых кораблей (например, 7500-тонные японские эсминцы типа «Конго» несут всего 90 пусковых установок). Наличие же БИУС, основанной на РЛС с ФАР кругового обзора позволяет «Чвё Хэн» постоять за себя и против воздушных / ракетных атак , значимо расширяя оборонительные возможности северокорейского флота.
* В бортах под носовой надстройкой имеются закрытые люки, возможно, предназначенные для размещения противолодочных торпедных аппаратов. Что интересно, противолодочные бомбометы — ранее являвшиеся стандартным вооружением северокорейских боевых кораблей, отсутствуют.
В общем и целом, без малейшей иронии, можно сказать, что я впечатление состоялось. Северокорейские инженеры неоднократно уже демонстрировали, на что способны : например, буквально за два десятилетия перейти от легких жидкостных МБР, запускаемых с открытого стенда, к твердотопливным тяжелым МБР, запускаемых с мобильной пусковой установки, но в области военного кораблестроения они ранее ограничивались только экспериментами. Самым крупным боевым кораблем, построенным доселе в Северной Корее был скромный 1500-тонный корвет типа «Amnok»; довольно интересный «стелсовый» дизайн, но с довольно архаичным составом вооружения и оборудования.
Ракетный эсминец «Чвё Хэн» представляет собой в буквальном смысле революционный скачок в развитии северокорейского флота. В отличие от «Амноков», в этом эсминце нет ничего анахроничного; вся его компоновка явно была спроектирована с опорой на самые современные идеи и концепции военно-морской технологии. Впечатляющий ракетный арсенал в 74 пусковые ячейки вполне сопоставим с таковым у значительно более крупных боевых кораблей (например, 7500-тонные японские эсминцы типа «Конго» несут всего 90 пусковых установок). Наличие же БИУС, основанной на РЛС с ФАР кругового обзора позволяет «Чвё Хэн» постоять за себя и против воздушных / ракетных атак , значимо расширяя оборонительные возможности северокорейского флота.
Интересно отметить, что, согласно официальной информации, этот крупный корабль был построен всего за четыреста дней. Сам по себе этот результат далеко не рекордный (около года от закладки до спуска на воду — вполне нормально для 5000-тонного фрегата), и сами же корейцы признают, что полностью боеспособным «Чвё Хэн» будет объявлен в лучшем случае в начале 2026. Но с учетом малого опыта северокорейской промышленности — результат более чем впечатляющий.
Насчет основного назначения «Чвё Хэн» пока что можно только строить предположения разной степени вероятности. Но ИМХО, основными задачами корабля будет являться :
- Обеспечение ВМФ КНДР зональной противовоздушной обороной, прикрытие боевого развертывания кораблей и подводных лодок от неприятельской авиации.
- Обеспечение ядерного сдерживания путем развертывания баллистических и крылатых ракет с атомными боевыми частями на мобильной, обладающей высокой защищенностью платформе, способной быстро перемещаться и действовать в разных районах мирового океана.
- «Демонстрация флага» и защита интересов КНДР в удаленных регионах, например, эскортирование танкеров (КНДР очень зависит от импорта нефти) через зоны боевых действий, вроде нынешнего Красного Моря.
- Обеспечение ВМФ КНДР зональной противовоздушной обороной, прикрытие боевого развертывания кораблей и подводных лодок от неприятельской авиации.
- Обеспечение ядерного сдерживания путем развертывания баллистических и крылатых ракет с атомными боевыми частями на мобильной, обладающей высокой защищенностью платформе, способной быстро перемещаться и действовать в разных районах мирового океана.
- «Демонстрация флага» и защита интересов КНДР в удаленных регионах, например, эскортирование танкеров (КНДР очень зависит от импорта нефти) через зоны боевых действий, вроде нынешнего Красного Моря.
Комментариев нет:
Отправить комментарий