В 1946 году, в ОКБ-172 был выполнен эскизный проект 203-мм нарезной мортиры БЛ-24, а в 1947 году разработан её технический проект. 203-мм мортира БЛ-24 представляла собой нарезное безоткатное орудие навесного огня на жестком лафете (без противооткатных устройств), выполненное по совершенно новой схеме, принципиально отличной от обычных схем орудий, состоявших на вооружении ...
Вращающаяся часть орудия была смонтирована на массивной опорной плите, снабженной заостренными шпорами по нижней поверхности. Вся энергия отдачи при выстреле поглощалась ударной деформацией опорной плиты. Механизм наведения и цапфы в момент выстрела были полностью разгружены путем упора казенника в дуговые погоны пяты, расположенные перпендикулярно оси канала ствола (по дуге) с зазором к казеннику в пределах 0,5 мм. Ствол мортиры представлял собой моноблок с навинтным казенником. Дульный тормоз отсутствовал. Заряжание раздельно-гильзовое. Объем каморы одинаков с 203-мм гаубицей Б-4. Затвор горизонтальный клиновой. Люлька обойменного типа с окнами для лучшего охлаждения ствола. Станок представлял собой сварную конструкцию, состоявшую из двух щек и основания в виде глухого барабана. Основание станка имело нижние и верхние гнезда для размещения катков, служащих для облегчения движения вращающейся части орудия.
Мортира имела подъемный и поворотный механизмы секторного типа и пружинный уравновешивающий механизм тянущего типа. Задний ход (ход лафета) состоял из рамы и двух колес троллейбусного типа 8ТБ с измененной ступицей. Передок шворневого типа. Подрессоривание заднего хода торсионное, а переднего хода (передка) — пружинное.
В боекомплект мортиры БЛ-24 входили снаряды от 203-мм гаубицы Б-4: бетонобойный Г-620 весом 100 кг, бетонобойный Г-620Т весом 146 кг и фугасный весом 100 кг. В качестве зарядов к Б-024 были использованы заряды от гаубицы Б-4: для 100-кг снарядов — от № 2 до № 11 (вес их 13–3,24 кг); для снарядов весом 146 кг — заряды № 4, № 5 и № 6 (вес их 11–9 кг). Гильза для мортиры взята от 203-мм гаубицы Е-16, но в дальнейшем ее должны были заменить специальной гильзой.
БЛ-24 по сравнению с гаубицей Б-4 при той же мощности снаряда имела вес почти в 3,5 раза меньше, значительно более простую конструкцию, существенно дешевле и намного мобильнее. По результатам дополнительных испытаний в конструкцию мортиры, особенно лафета, было внесено много изменений.
Опытный образец мортиры БЛ-24 был изготовлен заводом № 172 в апреле 1948 г. Там он прошел заводские испытания стрельбой в объеме 47 выстрелов и возкой на расстояние 190 км. 31 декабря 1948 г. мортиру отправили по железной дороге на ГНИАП на Ржевку. Там с 18 февраля по 26 декабря 1949 г. мортира прошла полигонные испытания в объеме 251 выстрела, из них 58 на усиленном заряде, и возкой на расстояние 839 км. Испытания выявили некоторую неустойчивость при выстреле, вызванную ошибками в конструкции опорной плиты и хобота. Имелись недоработки механизмов наведения и уравновешивающего механизма.
Дополнительные испытания на устойчивость опытного образца БЛ-24 были проведены на ГНИАПе 17 и 18 февраля 1950 г. в объеме 20 выстрелов. Эти испытания показали, что : 1. Устойчивость системы при угле возвышения 50° с прочного грунта неудовлетворительная, так как при этом угле имели место большие отходы системы назад, доходящие в среднем за один выстрел до 595–517 мм. 2. Устойчивость системы при углах возвышения 60° и 70° с промерзшего грунта удовлетворительная; при угле 60° отход системы за один выстрел находился в пределах 23–100 мм; при угле 70° отхода практически не было. Прочность опорной плиты по-прежнему оставалась неудовлетворительной. По результатам дополнительных испытаний в конструкцию мортиры, особенно лафета, было внесено много изменений.
В конце 1953 года завод № 172 приступил к изготовлению модернизированной мортиры БЛ-24. Однако в декабре 1953 года работы были приостановлены из-за дефектов в опорной плите. Предполагалось вновь переделать конструкцию плиты. Дальнейшая судьба БЛ-24 неизвестна, на вооружение мортира не принималась.
ТТХ : длина ствола – 26 калибров (5278 мм), начальная скорость снаряда – 542 м/с, дальность стрельбы – 15,6 км, вес в боевом положении – 8655 кг, вес снаряда – 100 / 146 кг, расчёт – 9 человек.
Мортира имела подъемный и поворотный механизмы секторного типа и пружинный уравновешивающий механизм тянущего типа. Задний ход (ход лафета) состоял из рамы и двух колес троллейбусного типа 8ТБ с измененной ступицей. Передок шворневого типа. Подрессоривание заднего хода торсионное, а переднего хода (передка) — пружинное.
В боекомплект мортиры БЛ-24 входили снаряды от 203-мм гаубицы Б-4: бетонобойный Г-620 весом 100 кг, бетонобойный Г-620Т весом 146 кг и фугасный весом 100 кг. В качестве зарядов к Б-024 были использованы заряды от гаубицы Б-4: для 100-кг снарядов — от № 2 до № 11 (вес их 13–3,24 кг); для снарядов весом 146 кг — заряды № 4, № 5 и № 6 (вес их 11–9 кг). Гильза для мортиры взята от 203-мм гаубицы Е-16, но в дальнейшем ее должны были заменить специальной гильзой.
БЛ-24 по сравнению с гаубицей Б-4 при той же мощности снаряда имела вес почти в 3,5 раза меньше, значительно более простую конструкцию, существенно дешевле и намного мобильнее. По результатам дополнительных испытаний в конструкцию мортиры, особенно лафета, было внесено много изменений.
Опытный образец мортиры БЛ-24 был изготовлен заводом № 172 в апреле 1948 г. Там он прошел заводские испытания стрельбой в объеме 47 выстрелов и возкой на расстояние 190 км. 31 декабря 1948 г. мортиру отправили по железной дороге на ГНИАП на Ржевку. Там с 18 февраля по 26 декабря 1949 г. мортира прошла полигонные испытания в объеме 251 выстрела, из них 58 на усиленном заряде, и возкой на расстояние 839 км. Испытания выявили некоторую неустойчивость при выстреле, вызванную ошибками в конструкции опорной плиты и хобота. Имелись недоработки механизмов наведения и уравновешивающего механизма.
Дополнительные испытания на устойчивость опытного образца БЛ-24 были проведены на ГНИАПе 17 и 18 февраля 1950 г. в объеме 20 выстрелов. Эти испытания показали, что : 1. Устойчивость системы при угле возвышения 50° с прочного грунта неудовлетворительная, так как при этом угле имели место большие отходы системы назад, доходящие в среднем за один выстрел до 595–517 мм. 2. Устойчивость системы при углах возвышения 60° и 70° с промерзшего грунта удовлетворительная; при угле 60° отход системы за один выстрел находился в пределах 23–100 мм; при угле 70° отхода практически не было. Прочность опорной плиты по-прежнему оставалась неудовлетворительной. По результатам дополнительных испытаний в конструкцию мортиры, особенно лафета, было внесено много изменений.
В конце 1953 года завод № 172 приступил к изготовлению модернизированной мортиры БЛ-24. Однако в декабре 1953 года работы были приостановлены из-за дефектов в опорной плите. Предполагалось вновь переделать конструкцию плиты. Дальнейшая судьба БЛ-24 неизвестна, на вооружение мортира не принималась.
ТТХ : длина ствола – 26 калибров (5278 мм), начальная скорость снаряда – 542 м/с, дальность стрельбы – 15,6 км, вес в боевом положении – 8655 кг, вес снаряда – 100 / 146 кг, расчёт – 9 человек.
http://war-russia.info/ , "Тайны русской артиллерии". Широкорад А.Б.
Комментариев нет:
Отправить комментарий