Первая в истории попытка создать российский автоматический карабин. В 1915 году подполковник царской армии Николай Алексеевич Ясников, участник боевых действий Первой мировой войны предпринял попытку переделки серийного образца магазинной винтовки Манлихера образца 1895 года в автоматическую. Дело в том, что переделка винтовки Мосина в автоматическую было очень сложной задачей из за особенностей запирания ствола. Ясников решил по минимуму изменять конструкцию оригинальной винтовки, практически не меняя механизм запирания. Переделка производилась на основе трофейных 8-мм карабинов Манлихера, которых в России было достаточно ...
В русской армии уже в начале ХХ века заинтересовались развитием автоматического оружия, в том числе и винтовок. Автоматическая (так тогда называли самозарядную) винтовка кроме повышения скорострельности обещала также повысить удобство обращения с оружием, прежде всего за счет исключения ручного перезаряжания.
В конце XIX - начале ХХ века одним из решений вопроса виделась переделка обычных магазинных винтовок с ручной перезарядкой в автоматические. С одной стороны - тупик эволюции : винтовка Мосина обр. 1891 г. - с продольно-скользящим поворотным затвором (которая в тот момент была на вооружении русской армии), требовала при перезаряжании действия на него в двух плоскостях, а именно поворот рукоятки затвора и его перемещение назад с последующим досыланием вперед и закрытием. Такая схема исключала применение автоматики от слова вообще, так как требовала коренных изменений в конструкции затвора (по сути - создания конструкции заново). В то же время на вооружении ряда стран (Швейцарии, Австро-Венгрии, Канады) состояли винтовки с прямоскользящими затворами, не требовавшие поворота рукоятки. Поворот же личинки затвора при запирании обычно обеспечивался криволинейными пазами стебля затвора либо ствольной коробки.
Суть модернизации, которую провел Ясников, заключалась в установке справа от цевья винтовки газоотводной трубки (некоторые источники пишут, что «это первый в России газоотвод») со штоком, соединенным с рукояткой затвора и добавления к винтовке своеобразной пистолетной рукоятки. Конструктор просверлил отверстие в 6 мм от дульного среза. При выстреле пороховые газы, вырывавшиеся из него, воздействовали на устроенный сбоку шток, а тот передавал усилие на поршень продольно-скользящего затвора (конструкция по-сути предвосхищала современные автоматы). Для предотвращения его самопроизвольного открывания при ведении огня, с правой стороны ствольной коробки Ясников поместил стопор стебля затвора.
Запирание канала ствола осуществлялось поворотом боевой личинки затвора с заходом двух боевых упоров. УСМ ударникового типа имел винтовую боевую пружину. Постановка ударника на боевой взвод происходила при подаче затвора вперед. Шептало спускового механизма снабдили цилиндрической пружиной. При перемещении стебля затвора в переднее положение срабатывал автоспуск, нажимавший на рычаг шептала (деталь, специально введенная в конструкцию базового образца - без этой детали огонь велся до отпускания спускового крючка, пока есть патроны в магазине).
Боепитание осуществлялось из коробчатого пятизарядного неотъемного магазина с пластинчатой пружиной подавателя и таким же его рычагом. Стреляная гильза извлекалась пружинным выбрасывателем с опорой на уступ и ударом с движением боевой личинки. Отражатель выполнен подпружиненным.
Испытания винтовки выявили множество недостатков, для исправления которых требовалось фактически сконструировать оружие заново, что в принципе не удивительно. Ведь это был всего лишь перепил оружия, для самозарядной стрельбы не предназначавшегося. Соответственно какие -либо дальнейшие работы в этом направлении признали нерациональным, так как армейское командование в конструкции Ясникова потенциал не разглядело и как конструктор оружия он более не известен.
Конечно, «автоматизацию» Ясниковым манлихеровского карабина нельзя признать удачной. Слишком громоздкой оказалась конструкция газовой каморы со штоком и возвратной пружиной, да еще при размещении их сбоку от ствола - достаточно спорное решение. Вес карабина увеличился на 1 кг., в случае с винтовкой это дало бы общую массу оружия порядка 4,7-4,93 кг., что заметно уменьшало маневренность оружия. Громоздкая газоотводная система заметно меняла баланс оружия, смещая его в сторону от продольной оси, а малая емкость магазина не позволяла полностью реализовать преимущество перед обычной винтовкой в скорострельности. Собственно, по мнению и самого Ясникова, немало нареканий вызывала и надёжность его конструкции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий