1) В середине 1970-х годов группа израильских инженеров концерна IAI и группа специалистов из ВВС приняли решение создать проект тяжёлого двухдвигательного истребителя, аналога американского F-15, который должен был стать качественным прыжком для израильской авиационной промышленности ...
Проект получил название «Арье», что на иврите означает «Лев». Хотя самолёт и не получил в дальнейшем развития, он был очень крупным достижением и наработки этого проекта были использованы в дальнейшем при создании опытного истребителя «Лави», который на голову превосходил американский аналог F-16, но также не получил развития из-за отказа США финансировать его, что в свою очередь было вызвано вполне обоснованным опасением конкуренции на международных рынках вооружений. В качестве двигателя должны были использоваться F100-те же, что и на F-15. Также был вариант с двигателями F404GE. Было исследовано около тридцати конфигураций машины, но окончательно была выбрана схема «утка» с двумя двигателями, боковыми воздухозаборниками и двойным разнесённым килем. Предусматривались элементы по уменьшению радиолокационной заметности, а так же такие передовые вещи как нашлемное целеуказание, цифровая система управления, мощная РЛС с возможностью обнаружения низковысотных целей. Самолёт был расчитан на достижение максимальной скорости 2,4М, потолка 25000 м и боевой радиус действия составлял 500 км при полёте по низковысотному профилю. Вооружение состояло из 30-мм пушки, ракет «воздух-воздух» средней дальности, различного неуправляемого оружия, бомб с лазерным наведением и возможностью размещения нагрузки во внутреннем отсеке в связи с приданием самолёту способности нести ядерные бомбы. Максимальная масса боевой нагрузки составляла 7000 кг.
По планам окончание проектирования было намечено на середину 1979 года, первый полёт опытного образца-на конец 1979 года, на середину 1980 года - постройка десяти предсерийных образцов, на конец 1983 года намечалось официальное принятие на вооружение и поставка первых ста машин должна была завершиться к концу 1985 года. Причина отказа от программы была банальной-соглашение с США о поставках Израилю F-15 и F-16,что было гораздо дешевле.
2) IAI Arie. Начало проектирования - начало 1970-х. Закрытие программы: 10.05.1976. Первый этап работ над Arie («Лев») предусматривал создание «Супер Кфира» - с двигателем F100, замены не поставленных (но оплаченных Израилем) Францией, по причине введения эмбарго после Шестидневной войны, пятидесяти Dassault Mirage 5J. После уточнений требований, рассмотрения различных вариантов и анализа опыта войны Судного дня проект превратился из легкого многоцелевого истребителя в двухдвигательный (с американскими F404-GE) «Foxbat-killer» с упором на завоевание превосходства в воздухе и с новым кодовым обозначением - «Hadish». Предусматривались элементы по уменьшению радиолокационной заметности, а так же такие передовые вещи как нашлемное целеуказание, цифровая система управления, мощная РЛС с возможностью обнаружения низковысотных целей.
Скорость - 2,4М, потолок - 25 км, боевой радиус - 480 км, вооружение: 30-мм пушка, ракеты «воздух-воздух» средней дальности, неуправляемое оружие, с возможностью размещения нагрузки во внутреннем отсеке, боевая нагрузка - 7000 кг. Причиной завершения программы стало соглашение с США о поставках Израилю F-15 и F-16. Задел по Arie не пропал, был использован позже при работе над IAI Lavi.
3) В середине 1970-х годов группа инженеров компании IAI (Israel Air Industries) и офицеров израильских ВВС начали разработку проекта сверхсовременного израильского истребителя – проекта, который должен был совершить качественный скачок в истории авиации. Истребитель Arie (אריה - лев) был разработан по самым современным передовым стандартам и должен был стать надежной альтернативой совершенным американским истребителями F-15 и F-16. И хотя Arie не вышел из стадии проекта, он стал краеугольным камнем в истории создания другого израильского прорыва – в разработке и создании истребителя Lavi (לביא – молодой лев) – истребителя мечты, превосходящего американский F-16. В ответ на французское эмбарго, навязанное Израилю после Шестидневной войны 1967 года, было принято решение бороться за независимость в разработке основных систем вооружения. Израиль уже получил средства для изготовления хороших копий французских «миражей», но в IAI хотели быть больше чем просто производителями клонов.
Командующий израильскими ВВС (1982-1987 гг.) генерал Амос Лапидот (Gen. Amos Lapidot) заявил: «Суть в том, чтобы создать технологическую инфраструктуру для разработки и производства систем вооружений для трех видов войск: армии (танки), авиации (самолеты) и флота (корабли). В основе этой концепции лежали три основные предпосылки:
1. Израиль не должен, и не может полагаться на зарубежные страны с очень неустойчивой внешней политикой;
2. израильские ВВС всегда стремятся использовать новые военные тактику и стратегию и постоянно нуждаются в новейшей боевой технике для выполнения этих оперативных задач;
3. национальная стратегия по внедрению Израилем и IAI самых современных технологических достижений».
Последний пункт подразумевал, что эти достижения будут сдерживать агрессию, экономить на дорогом иностранном оружии и, возможно, помогать израильскому экспорту. В 1974 году в IAI была создана группа по разработке проекта Arie. Поскольку ни одно правительственное учреждение еще не выдало разрешение, то программа пока имела кодовое обозначение «R&D project». Овадья Харрани (Ovadia Harrari), который позже стал руководителем программы Lavi, возглавил эти усилия. В IAI было решено развивать Arie на основе технологических ноу-хау, полученных в ходе разработки программы Kfir и в частности его усовершенствованной версии – Kfir с ПГО (Kfir-Canard). Фактически первое предложение, которое было представлено израильским ВВС, было разработкой, получившей обозначение «Super Kfir». Это был обычный Kfir, у которого двигатель J79 был заменен на ТРД F100, устанавливавшийся на ранние версии F-15 и F-16. Этот новый двигатель существенно повысил летные характеристики Super Kfir-а. Однако в связи с жесткими требованиями спецификации воздушных сил данный проект не был востребован. Несмотря на большое визуальное сходство Kfir-а и Arie требовался новый проект.
На предварительном этапе было рассмотрено более тридцати различных конфигураций. Также на этой стадии компанией IAI были испытаны несколько моделей двигателей, среди которых был британский Rolls-Royce RB-199, которым оснащался европейский многоцелевой самолет Panavia Tornado. Вскоре осталось только два варианта: одномоторный и двухмоторный, каждый из них должен был оснащаться двигателями F-100. Позднее проект, получивший кодовое обозначение LWF-4 (Light Weight Fighter-4), должен был оснащаться двумя двигателями General-Electric F-404, которые устанавливались на F-18. Как сказал Овадья Харрани : «глядя на различные варианты Arie можно заметить, что это значительно модифицированный Kfir; самолет будет визуально отличаться, но в его основе лежит Kfir». Новый самолет-истребитель будущего, который получил кодовое обозначение Hadish (חדשני - новаторский), можно было описать как одноместный легкий истребитель, способный развивать скорость М = 2,4, достигать потолка 75000 футов (22860 м) и имевший боевой радиус 480 км. Вооружение должно было состоять из 30-мм пушки и ракет класса «воздух-воздух» средней дальности. Авионика включала бы в себя радар, нашлемный прицел и интегрированную систему радиоэлектронной борьбы. Кроме того, самолет получил бы низкие оптическую и радиолокационную сигнатуры. В то время даже американские F-15 и F-16 не обладали такими функциями. Остается нерешенным вопрос: самолет должен был стать чистым истребителем или самолетом, способным наносить удары по наземным целям? На ранних стадиях проектирования, когда в 1973 году разразилась война Судного дня, израильские ВВС сосредоточили свое внимание на проверенной в боях конфигурации чистого истребителя, поскольку воздушная мощь и господство в воздухе состоят из боевых вылетов, связанных с уничтожением авиации противника. Таким образом, около 90 % потенциала Hadish-а должны были быть направлены на выполнение воздушного боя. В истребителе Arie было несколько технологических прорывов. Он был разработан, чтобы стать первым израильским самолетом, оснащенным цифровой электродистанционной системой управления полетом. По тем временам это была очень передовая технология, позволявшая инженерам создавать аэродинамически неустойчивые самолеты, добиваясь значительного уменьшения размеров и повышения маневренности. В варианте истребителя-перехватчика, предназначенного для уничтожения вражеских самолётов вторжения, и в целях сохранения потенциала истребителя завоевания превосходства в воздухе, Arie должен был быть оснащен самой современной авионикой и специальными боеприпасами. На борту истребителя должен был быть установлен высокочувствительный радар израильского производства, способный распознавать маловысотные летящие цели. Передовые оптико-электронные системы должны были позволить Arie обнаруживать наземные цели в ночное время. Другим прорывом была возможность пилота использовать свою установленную на шлеме прицельную систему, позволявшую облегчить нагрузку в бою. В середине 1970-х годов эта система была почти неслыханной. Лишь спустя десять лет нашлемные прицелы стали устанавливаться на всех типах боевых самолетов.
Кабина Arie в значительной степени напоминала ранние версии F-16. Помимо индикатора на лобовом стекле в кабине должен был устанавливаться монохроматический дисплей, отражающий поступающую с радара информацию. Обзор пилота, являющийся в воздушном бою жизненно важным фактором, был приближен к 360º. Теперь начиная с F-15 и далее это обычный элемент конструкции западных и русских истребителей. Вооружение Arie должно было включать усовершенствованную 30-мм пушку DAPA, набор ракет класса «воздух-воздух», а также свободнопадающие бомбы и высокоточные авиационные боеприпасы. Максимальная военная нагрузка должна была составить 7 тонн. Хотя Arie не должен был быть самолетом-неведимкой, некоторые основные особенности данной концепции были исследованы для обеспечения проектируемому самолету возможности нанесения ударов по сильно укрепленным объектам, находящимся в зоне поражения зенитных ракет. Эта задача была поставлена на основе боевого опыта, полученного в войне 1973 года, когда израильским истребителям пришлось столкнуться с огромным количеством зенитных ракет. Arie также должен был быть оснащен изготовленной в Израиле передовой системой радиоэлектронной борьбы, дававшей пилоту ранний предупреждающий сигнал о вражеских угрозах и подавлявшей сигналы противника. Также были проведены исследования по резкому сокращению радиолокационной заметности Arie, делавшему чрезвычайно трудным его обнаружение радарами противника. Например, для уменьшения эффективной отражающей поверхности Arie его бомбовая нагрузка должна была быть размещена в конформной подфюзеляжной капсуле.
В соответствии с графиком программы, начальная фаза разработки Arie должна была завершиться к середине 1979 года. До этой даты компания IAI должна была завершить летные испытания, выбрать и определить всех субподрядчиков. В конце 1979 года был запланирован первоначальный испытательный полет первого из трех прототипов. К середине 1980 года, должны были быть завершены 10 предсерийных самолетов, а в 1982 году должно было начаться серийное производство. В конце 1983 года израильские ВВС должны были получить первый серийный Arie, а к 1985 году должна была быть завершена поставка ста самолетов. Между тем в ВВС Израиля склонялись к выбору американского самолета. Ходили слухи, что США, наконец, согласились продать Израилю F-15 и F-16. В конце концов было принято решение заказать американские самолеты и отказаться от Arie. В августе 1975 года командующий израильскими ВВС генерал Бенни Пелед (Gen. Benny Peled) выпустил документ, определяющий политику ВВС в связи с проектом Arie. В данном документе на основе сделанных оценок была рекомендована закупка американских F-15 и F-16, первые из которых были доставлены в Израиль в 1976 году. Кроме того, было решено, что в принципе F-16 соответствует израильским оперативным потребностям 1980-х годов в самолете завоевания превосходства в воздухе. В результате сильного давления генерал Пелед 10 мая 1976 года решил ответить с указанием причин отсутствия развития проекта Arie. США были готовы продать Израилю истребители F-16. Кроме того, было решено, что США будут продавать Израилю двигатели F-100. Все это создавало нехватку средств и приводило к остановке проекта Arie. «Фундаментальные знания, приведшие к созданию Lavi, опирались на опыт, полученный в процессе разработки проектов Hadish и Arie», - так сказал генерал Лапидот, руководивший проектом Lavi и командовавший израильскими ВВС во время его закрытия. «Можно со всей определенностью сказать, что программы Arie, Nesher и Kfir привнесли значительный вклад в развитие IAI и позволили сделать значительный шаг вперед в разработке Lavi: мы уже имели полностью функционирующую и готовую к работе инфраструктуру. В 1980 году мы решили построить уменьшенную версию Arie, которая не случайно была названа Lavi. Lavi тот же лев (Arie), только моложе и младше».
Комментариев нет:
Отправить комментарий