В 1973 году в СССР была открыта опытно-конструкторская работа по теме «Модерн» по созданию 5,45-мм малогабаритного автомата, предназначенного для вооружения гранатометчиков, расчетов артиллерийских орудий, экипажей бронемашин, технических подразделений, то есть военнослужащих для которых автомат являлся оружием самообороны. К работе по созданию нового оружия на конкурсной основе приступили советские конструкторы-оружейники М. Т. Калашников, С. Г. Симонов, С. И. Кошкаров, А. С. Константинов, И. Я. Стечкин. В 1975 году к разработке 5,45-мм малогабаритного автомата приступил и создатель знаменитой снайперской винтовки СВД Евгений Федорович Драгунов. Оружие, разрабатываемое Драгуновым под малоимпульсный патрон 5.45х39 мм, получило рабочее название МА (малогабаритный автомат). Автомат МА конструкции Драгунова является одним из аутсайдеров темы «Модерн» ...
Одним из требований технического задания было широкое применение в конструкции деталей из пластмассы. В то время, когда началась работа над МА, в отделе главного конструктора «Ижмаша» уже проводились работы по изготовлению ряда деталей автомата АК-74 из литьевой пластмассы – стеклонаполненного полиамида. В результате автомат получил, помимо пластмассовых магазина и пистолетной рукоятки, новые приклад, цевье и ствольную накладку. Особенностью автомата Драгунова, состоявшего из двух частей, стала его оригинальная компоновка. Верхняя часть конструкции состоит из ствола со ствольной коробкой и подвешенной на ней подвижной системой автоматики (затворной рамы с затвором и возвратным механизмом). К переднему вкладышу ствольной коробки на шарнире крепится пластмассовая ложа с пистолетной рукояткой управления огнем (существенно повлиявшая на облегчение оружия до 2,5 кг с неснаряженным магазином). В ложе смонтирован ударно-спусковой механизм.
В задней части ложи размещается складывающийся сверху ствольной коробки металлический приклад с откидным затылком, значительно сокративший габариты МА (общая длина - 735 мм, длина со сложенными прикладом - 500 мм, длина ствола - 212 мм). Форма деталей отработана таким образом, что при складывании приклада поперечный габарит автомата не увеличивается, а сам приклад не мешает прицеливанию. Защелка, фиксирующая приклад в боевом положении, находится в задней части ложи. Фиксация приклада в сложенном положении осуществляется второй защелкой, расположенной на прикладе таким образом, чтобы нажатие на защелку и откидывание приклада можно было произвести одним движением.
Первые образцы автомата имели ствольную накладку, состоящую из левой и правой половинок (аналогично СВД). При дальнейшей работе над конструкцией узел был изменен. В последующих образцах он состоит из подпружиненного цевья и накладки. При сборке ложа фиксируется относительно ствольной коробки возвратным механизмом. Для этого в ложу залита единственная армирующая деталь с отверстием под выступ возвратного механизма. Ложа, подпружиненное цевье и ствольная накладка изготовлены из стеклонаполненного полиамида АГ-4В. Принцип действия автоматики МА – отвод пороховых газов. Запирание – поворотом затвора на три боевых упора. Для того чтобы сократить высоту ствольной коробки и сделать разборку более удобной, в конструкции автомата применен толкатель раздельный с затворной рамой. Отверстие газовой каморы сквозное, а роль передней стенки выполняет пробка, одновременно являющаяся фиксатором пламегасителя. Пламегаситель первой модификации автомата МА по конструкции аналогичен пламегасителю АКС74У. Впоследствии для усиления гашения дульного пламени и создания компенсирующего эффекта в передней части пламегасителя были введены несимметрично расположенные щели.
Курковый ударно-спусковой механизм обеспечивает ведение одиночной и автоматической стрельбы. Традиционно для Драгунова УСМ выполнен отдельной сборкой. Она крепится в ложе выступающими концами оси курка и цапфами опоры боевой пружины. Механизм сделан по схеме с изменением направления действия момента боевой пружины, называемой в обиходе для краткости схемой с «завалом курка». В качестве боевой пружины используется пружина, работающая на сжатие. При взведении курка направление действия усилия боевой пружины переходит через ось вращения курка и пружина начинает отжимать курок от затворной рамы. Курок переходит «мертвую точку» и перестает взаимодействовать с подвижными частями, тем самым исключается трение между курком и рамой в конце отката и при накате. При приходе в переднее положение затворная рама нажимает на автоспуск и выводит курок из-за «мертвой точки». Аналогичная схема работы спускового механизма ранее была применена в пистолете-пулемете ПП-71 (впоследствии пистолет-пулемет «КЕДР»). Предохранитель-переводчик режимов огня расположен с правой стороны ложа у переднего края спусковой скобы. Он имеет три установки – «П» (предохранитель включен), «АВ» (автоматическая стрельба) и «ОД» (одиночная стрельба). В положении «П» флажок переводчика выходит в отверстие спусковой скобы. Это позволяет одновременно с охватом рукояти на ощупь определить положение переводчика. Длинное перо переводчика при установке «П» находится в верхнем положении, препятствуя движению затворной рамы.
Питание оружия боеприпасами осуществляется из штатного магазина от автомата АК-74 емкостью на 30 патронов. Прицел автомата диоптрический. Он имеет две установки дальности стрельбы – 300 и 500 м. Основание прицела поворачивается относительно ствольной коробки, выполняя функции защелки возвратного механизма. При разборке автомата для того, чтобы сдвинуть возвратный механизм вперед и разъединить ствольную коробку с ложей, основание прицела необходимо повернуть на 90°. Такая конструкция свела к минимуму возможность неправильной сборки, так как если основание прицела не встало на место, прицеливание из автомата невозможно. Первые испытания автомата показали жизнеспособность конструкции, но отдельные узлы и детали требовали доработок. При испытаниях в затрудненных условиях ударно-спусковой механизм давал осечки. Это происходило из-за недостаточного хода автоспуска, не обеспечивавшего надежный вывод курка из-за «мертвой точки». Для устранения задержки требовалось произвести перекомпоновку механизма. Следует отметить, что схема с «завалом курка» оказалась, что называется, «палкой о двух концах». С одной стороны, исключается торможение затворной рамы о курок, но с другой стороны, при приходе в переднее положение раме для того, чтобы вывести курок из-за «мертвой точки» необходимо преодолеть усилие сжатой боевой пружины, что вызывает значительные потери энергии подвижных частей в конце наката. Пришлось несколько раз менять конструкцию и размеры толкателя в газовом узле. Из-за меньшей, чем у толкателя СВД, длины он потерял упругость и начал деформироваться при работе.
К деталям из пластмассы серьезных претензий не было. Правда, во время испытаний на служебную прочность при падениях на пистолетную рукоятку автомат повел себя необычно. Пластмассовая ложа амортизировала при ударе о бетон, и автомат, как мячик, подпрыгивал почти на метр. По кучности стрельбы одиночным и автоматическим огнем из различных положений автомат показал практически те же результаты, что и АКС-74У. Как у многих короткоствольных образцов оружия под мощный патрон, у автомата МА был несколько увеличен разброс попаданий по вертикали, однако для решения возлагаемых на него задач кучность стрельбы была достаточна.
Одним из достоинств МА было верхнее расположение приклада. Образец получился плоским, без выступающих (кроме рукоятки перезаряжания) частей. Это обеспечило удобство переноски автомата на ремне во всех положениях. Расчетная трудоемкость изготовления автомата МА была сопоставима с трудоемкостью изготовления АК-74.
Однако к моменту появления окончательно сложившейся конструкции автомата «МА» в конце 1970-х годов, Министерством Обороны СССР уже было утверждено решение о принятии на вооружение АКС-74У. В связи с этим дальнейшие работы по МА были прекращены, а сам автомат остался в разряде опытных образцов. Всего было изготовлено ограниченное количество опытных моделей малогабаритного автомата Драгунова. Сам автомат МА стал последней крупной работой известного советского конструктора-оружейника Е. Ф. Драгунова, которую он провел от чертежей до сборки и испытания опытных образцов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий