27/07/23

Проект истребителя - бомбардировщика Nanchang Q-6 (Китай. 1977 - 1989 год).

1) Q-6 является одним из нереализованных проектов ударных самолётов Китайской Народной Республики. Он проектировался фирмой Nanchang Aircraft Factory позже переименованной в Hongdu Aviation Industry Group. Проект развивался довольно долго, но так никогда и не вышел на стадию создания опытных образцов. Программа была начата в середине 1970-х годов, на основании опыта участия Китая во вьетнамской войне, а именно на основе боёв у Парасельских островов, когда ВВС Китая оказались неспособоными оказать воздушную поддержку своим войскам.Самолёт также должен был быть способен наносить удары по морским целям ...
В июне 1976 года ведущие инженеры были вызваны в Пекин на совещание,чтобы ускорить разработку нового самолёта.Были предложены варианты создания ударной версии самолёта J-8II,было также положено начало проектирования низковысотного ударного самолёта JH-7,аналога таких машин как Су-24,F-111 и «Торнадо»(но это был проект на далеко идущую перспективу) и был предложен проект Q-6,который и решили развивать,как наиболее быстро реализуемый.Немного ранее начала этой программы Китай получил самолёты МиГ-23 из Египта и поэтому для нового самолёта было предложено крыло изменяемой стреловидности.К февралю 1979 года общий проект был завершён.Первоначальный проект базировался на основе МиГ-23БН, но и ВВС и ВМС требовали также от самолёта способности к активной самообороне.Нужна была обязательная установка радара,которая не предусматривалась на чисто ударной версии.И тогда решили создавать проект на основе МиГ-23МС.Решено было использовать авионику самолёта F-111(речь вероятно идёт о технологическом шпионаже) приспособленную к Q-6,что в результате привело к длительному развитию и отмене этого проекта.Первоначально размеры самолёта должны были быть близки к МиГ-23МС,но китайская электронная промышленность того времени не могла обеспечить минимизацию размеров аппаратуры и в результате фюзеляж самолёта по размерам стал близок к Су-24.Исследования также показали,что боковые воздухозаборники будут неэффективны и Q-6 стал первым китайским проектом с подфюзелляжным воздухозаборником.Большие трудности вызвало также крыло изменяемой стреловидности и его механизация.Китайская промышленность не справлялась с заказом.И масса,и размеры получались на 12 % больше и тяжелее,чем аналогичные системы на МиГ-23,сокращая тем самым полезную нагрузку,ёмкость топливных баков и боевой радиус действия машины и явившись ещё одним фактором отмены этого проекта.В 1981 году планировалось установить в качестве двигателя WS-6,но стало ясно что тяги 71 кН(122 кН на форсаже) будет недостаточно.В 1983 году был предложен модернизированный вариант WS-6G тягой на форсаже 138 кН, но и этот двигатель был не осилен китайской индустрией.Его ресурс составлял всего 50 часов. В качестве радара должен был использоваться аналог американской системы AN/APQ-110 используемый на F-111 и придающий самолёту способность вести полёт с огибанием рельефа местности.Но и это оказалось китайцам не по зубам.В 1989 году их вообще перестало интересовать крыло переменной стреловидности и это,вместе с трудностями упомянутыми выше,привело к окончательной отмене проекта. 
 
 
2) В середине 1970-х годов Китай приобрел за границей два истребителя МиГ-21М, по два самолета типов МиГ-23С, МиГ-23БН и МиГ-23У, а также 10 крылатых ракет AS-5. Таким образом, Китай получил необходимую базу для копирования современных образцов авиационной и ракетной техники. Особую ценность представлял ТРДФ истребителя МиГ-23. Была поставлена задача разработать истребитель с изменяемой стреловидностью крыла, главным конструктором был назначен Лу Сяопин. В феврале 1979 года была завершена работа по окончательному облику самолета, который был представлен членам Комиссии по оборонным технологиям.
Хвостовая часть Q-6 была взята от МиГ-23, в отличие от него китайский самолет имел подфюзеляжный воздухозаборник и высоко поднятую носовую часть для улучшения обзора пилота. На самолете планировалось установить ТРДФ WS-6 с тягой на форсаже 122,4 кН, скопированного от двигателя МиГ-23. Истребитель-бомбардировщик должен был иметь взлетную массу 14500 кг, боевую нагрузку 4500 кг, боевой радиус 900 км, то есть его характеристики должны были быть выше чем у МиГ-23. В 1960-1970-х годах прошлого столетия концепция самолета с изменяемой стреловидностью крыла была весьма популярна среди ведущих авиационных держав. Китай заметил эту тенденцию и решил сам разработать боевой самолет по этой схеме. Некоторые представители оборонной Комиссии полагали, что следующим шагом должна стать разработка тяжелого истребителя-бомбардировщика по типу американского F-111 и советского Су-24. В КБ Шеньяньского авиазавода уже начали прорабатывать возможности его создания, проект получил обозначение J-10.
По сравнению с истребителем-бомбардировщиком Q-5 , созданного на базе МиГ-19, новый самолет Q-6 должен был иметь более современное бортовое оборудование, которого планировалось создать на базе БРЭО истребителя-бомбардировщика МиГ-23БН. В частности, разрабатывалась лазерная система целеуказания, радиолокационная станция предупреждения о ракетном нападении, радиовысотомер на основе кольцевого гироскопа, а также система огибания рельефа местности, в кабине планировалось установить «современные плоскопанельные дисплеи». Тем не менее, советское оборудование было «неуклюже старой» по сравнению с западным. Предстояло решить самую большую проблему- создать надежный и мощный форсажный турбореактивный двигатель. В 1983 году был создан прототип двигателя под обозначением WS-6G с тягой на форсаже 138 кН, но его технические характеристики оказались невысокими. Было принято решение скопировать двигатель Р-29-300 (тяга на форсаже 125,5 кН, без форсажа 85,1 кН). Эта работа была поручена КБ завода номер 410, двигатель получил обозначение WP-15. Но и разработка этого двигателя не увенчалась успехом, им не был оснащен ни один тип китайских военных самолетов. Эта разработка была помещена в «технический резерв». Разработка Q-6 потребовала от Китая проведения широких исследований по изучению иностранных технологий, в частности, достижения высокого уровня автоматизации управления самолетом и оружием. Была создана электродистанционная система управления (ЭДСУ), которая позднее была использована для создания истребителя-бомбардировщика JH-7. Таким образом, Китай освоил эту технологию еще до начала поставок истребителей Су-27 из России. Другой важной задачей стала разработка крыла с изменяемой стреловидностью. Инженеры и техники КБ в Нанчане испытывали серьезные трудности при его разработке, так как вследствие отличной от МиГ-23 конструкции самолета они не могли скопировать крыло и механизм поворота один к одному. Cообщается, что было разработано «квази-крыло», которое не могло обеспечить требуемые боевую нагрузку, дальность и боевой радиус.
В тот период Китай рассматривал Советский Союз как своего злейшего врага. СССР активно наращивал свою обороноспособность на границе с Китаем. В Сибирском военном округе была создана мощная система ПВО, которая представляла серьезную угрозу. На вооружение начали поступать ЗРК С-300 и «Бук». Считалось, что маловысотные Q-6 будут более уязвимы, чем истребители-бомбардировщики JH-7. Было принято решение, что ТТХ истребителя-бомбардировщика Q-6 не могут отвечать предъявляемым требованиям. Основные усилия были направлены на разработку JH-7 с фиксированным крылом, которые должны поступить на вооружение ВВС и авиации ВМС. JH-7 имел меньшие размеры, мог нести больше боевой нагрузки, радиус полета превышал радиус Q-6. Тем не менее, после восьми лет разработки КБ под руководством Лу Сяопиня к концу 80-х годов добился значительного прогресса в разработке Q-6, разработав вариант Q-6B. Проект был радикально улучшен, в достаточной степени были проработаны воздухозаборник и крыло изменяемой стреловидности. Одноместные самолеты должны были оснащаться двигателями WS-6, двухместные – WS-6G. Однако к тому времени авиационная промышленность Китая добилась значительных успехов, стало ясно, что программа Q-6 «пришла слишком поздно», и разработка была прекращена. До летных испытаний самолет не дожил. Успешный испытательный полет JH-7 поставил точку на проекте Q-6.

Комментариев нет:

Отправить комментарий