Avro CF-105 Arrow («Стрела») — истребитель-перехватчик, который был создан канадской авиастроительной компанией Avro Aircraft Limited в 1953-1958 годах. Всего было построено 5 подобных самолетов, которые смогли успешно пройти испытания в 1958-1959 годах, однако уже в 1959 году программа по созданию данного самолета была свернута правительством Дифенбейкера, чье противоречивое решение стало в дальнейшем причиной массы политических споров и дебатов на этот счет. Даже сейчас, спустя более чем 50 лет с даты отмены работ по программе Arrow, трудно понять, чем именно руководствовалось канадское правительство. Решение о прекращении работ как минимум было спорным. Оно было принято в тот момент, когда самолет только начинал раскрывать свой потенциал. Помимо этого, штатный двигатель истребителя-перехватчика Orenda Iroquois, который мог существенно увеличить значения своих характеристик, в то время уже находился на стадии проведения летных испытаний. Отмена проекта нанесла существенный ущерб и канадской экономике. Компания Avro Aircraft Limited была вынуждена уволить десятки тысяч человек, а также понесла многомиллионные убытки. К моменту завершения программы на заводах оставались узлы и детали, которых хватило бы еще на 37 самолетов, но все они были пущены на металлолом и порезаны на куски ...
Совершивший свой первый полет в январе 1950 года истребитель-перехватчик CF-100 (всего было произведено примерно 600 штук) должен был стать началом процесса перехода канадских ВВС на самолеты отечественной разработки. Исходя из этого, уже в 1951 году конструкторы компании AVRO приступили к работам над созданием самолета-преемника. Были созданы эскизные проекты истребителей С104/1 и С104/2. Первый из них оснащался однодвигательной силовой установкой, второй соответственно двухдвигательной. В октябре 1952 года данные проекты были оценены Канадским авиационным научно-исследовательским институтом, и уже в июне 1953 года командование канадских ВВС утвердило скорректированный проект по постройке двухдвигательного истребителя-перехватчика, который получил обозначение CF-105 Arrow. В августе 1953 года в Канаде приступили к проведению аэродинамических испытаний 17 моделей, которые были выполнены в масштабе от 1:80 до 1:6. Помимо совершения продувки в аэродинамических трубах в Канаде и США были проведены испытания и в свободном полете. При помощи ракеты Nike было совершено 9 пусков в Point Petre (Канада) и еще два на полигоне NASA в США. Все проведенные запуски были признаны успешными.
Уже во второй половине 1954 года был заключен контракт на производство двух опытных образцов истребителя, который получил название «Эрроу» и военное обозначение CF-105. Рабочее проектирование возглавил Джим Чамберлин. Достаточно долго решался вопрос с выбором подходящего двигателя. Так как выбранные первоначально Rolls Royce RB106 еще не были готовы, выбор пал на Curtiss-Wright J67, но и их разработка была прервана в начале 1955 года. По этой причине до доработки канадского двигателя Orenda PS-13 Iroquois было решено остановить свое внимание на двигателе Pratt и Whitney J75.
В 1954 году СССР сделал сразу два «тактических хода»: провел успешные испытания водородной бомбы и принял на вооружение новый бомбардировщик M-4. В Канаде две эти новости вызвали соответствующую реакцию, и работы над созданием нового истребителя-перехватчика было решено ускорить. Ускорять процесс решили с помощью мотивации конструкторов, применив для этого «патриотические побуждения», то есть увеличив финансирование проекта. Всего на создание пяти опытных машин и подготовку к серийному производству еще 35 истребителей-перехватчиков выделялось 260 миллионов канадских долларов. Уже в начале 1955 года в Канаде приступили к постройке первого опытного образца Mk1, а еще год спустя был готов второй самолет — Mk2. Постройка первого самолета была закончена летом 1957 года, впервые самолет показали публично 4 октября 1957 года, а 25 марта 1958 года летчик-испытатель фирмы Я. Жураковский совершил его облет. Уже тогда было видно, что машина обладает отличными аэродинамическими качествами, которые были присущи более поздним моделям истребителей. Более того, этот самолет был на тот момент единственным в Британском содружестве, который мог совершать полеты на скорости в 2 раза превышающей скорость звука. Всего удалось собрать 5 опытных образцов СF-105 (шестой самолет находился в сборочном цехе).
Еще в 1956 году в Канаде начались подготовительные работу к запуску в серийное производство CF-105 в версии Mk.II с канадским ТРД Orenda Iroquois. Предусматривалась поставка 32 самолетов в конце 1959 года. Но 20 февраля 1959 года канадское правительство внезапно решило прервать разработку самолета, обосновав это экономическими соображениями (цена программы, которая включала в себя опытно-конструкторские работы и производство 100 самолетов, составляла 1,6 миллиарда долларов). Предполагалось, что более эффективным и экономичным вариантом станет замена истребителя-перехватчика CF-105 на ракеты «Бомарк» класса земля-воздух. Покупка этих ракет обошлась Канаде в 200 миллионов долларов. А несколько позже ВВС Канады приняли на вооружение американские самолеты «Старфайтер» F-104 компании «Локхид». Их выпуск был наложен в Канаде по лицензии.
20 февраля 1959 года стало настоящей «черной пятницей» для канадского самолетостроения. Только в этот день работу потеряли 13-14 тысяч человек, а вскоре ее лишились еще 35 тысяч граждан. Лишь 30 апреля 1962 года все активы компании AVRO Cahnada были куплены английским объединением «Хоукер-Сиддли».
Описание самолета
CF-105 Arrow
Истребитель CF-105 изначально разрабатывался как перехватчик дальнего радиуса действия, что было обусловлено обширной территорией Канады. Он создавался для выполнения боевых задач в трудных атмосферных условиях в любое время суток. Это потребовало от разработчиков установки объемного и довольно сложного электронного оборудования, а также разработки емкой топливной системы, что превратило CF-105 в самый тяжелый и самый большой истребитель 1950-х годов. Истребитель-перехватчик CF-105 Arrow представлял собой двухдвигательный, двухместный высокоплан, обладающий треугольным крылом, самолет был построен по схеме без горизонтального оперения. Выбранная конструкторами схема высокоплана позволяла без каких-либо проблем менять двигатели и вооружение самолета, не подвергая при этом изменениям конструкцию планера самолета. Управлялась машина при помощи отдельных рулей, которые выполняли роль элеронов (установлены в консольных частях крыла), а также руля высоты. Вертикальное оперение самолета было классическим. Шасси самолета трехстоечное со спаренными колесами. Главные колеса были сдвоенными по системе тандем, а колеса передней стойки — спаренные. Фюзеляж истребителя-перехватчика был выполнен в соответствии с правилом площадей и оснащался контейнером для тормозного парашюта. Также на нем были установлены подфюзеляжные тормозные щитки.
На опытном образце Mk.l применялись два турбореактивных двигателя J75 компании «Пратт-Уитни», обладающие тягой по 7485 кгс каждый в бесфорсажном режиме и 10886 кгс в режиме форсажа. Серийные модели истребителя должны были получить силовую установку полностью канадского производства — двигатели компании «Ирокез» РS-13, обладающие тягой 9000 кгс без форсажа и 13360 кгс в форсажном режиме. Разработка данных двигателей началась в 1953 году фирмой AVRO Gas Turbine Division (позднее получила название Orenda Engines). Планировалось использование боковых воздухозаборников, которые были индивидуальными для каждого из двигателей.
Разработкой системы вооружения для самолета должна была заниматься компания Hughs Airraft Company, которая ранее выполнила такую же работу для самолета CF-100 Canuck. Канадские военные летчики хотели получить перспективную систему Hughes MX-1179, а также ракеты, которые были бы более совершенными, чем предполагаемые Falcon. Вооружение серийных моделей истребителей-перехватчиков должно было состоять из 8 ракет Спэрроу (Sparrow) класса «воздух-воздух», которые планировалось разместить во внутреннем отсеке вооружения.
Летно-технические характеристики CF-105 Arrow Mk.2 : габаритные размеры : длина — 26,07 м, высота — 6,4 м, размах крыла — 15,24 м, площадь крыла — 113,82 кв. м.
Масса самолета пустого — 20 385 кг, масса самолета нормальная — 28 281 кг, масса самолета максимальная — 31 187 кг.
Силовая установка — 2 ТРД Orenda PS-13 Iroquois, тяга 2х9000 кгс и 2х13600 кгс (форсаж).
Максимальная скорость полета — 2500 км/ч (2,3М).
Боевой радиус действия — 925 км.
Практический потолок — 17 842 м.
Экипаж — 2 человека.
Вооружение — до 8 УР "Спарроу".
Комментариев нет:
Отправить комментарий