24/07/23

Проекты истребителей вертолётов / штурмовиков по программе SABA (Великобритания. 1981 - 1989 год).

В начале 1980-х годов в Великобритании фирма British Aerospace (BAe) в течении нескольких лет отрабатывала концепцию лёгкого высокоманёвренного самолёта предназначенного в первую очередь для перехвата вертолётов и крылатых ракет, а также имеющего возможности штурмовика для ударов по наземным целям. К 1981 году военные подготовили требования к самолёту поля боя, имевшего главной задачей именно борьбу с вертолётами. Основным требованием стало обеспечение максимальной манёвренности – на скорости в 600 километров в час радиус разворота должен был составить всего 120 метров. В качестве основного вооружения предлагалось использовать сверхманёвренные ракеты ближнего боя ASRAAM. Новый проект получил обозначение SABA (Small Agile Battlefield Aircraft) ...
В рамках проекта разрабатывалось достаточно много различных вариантов самолётов. Всех их можно условно разделить на использующие винтовентиляторный вариант двигателя Lycoming T55 и использующие турбовентиляторные двигатели. К первым стоит отнести British Aerospace Р.1233-1 и Р.1238. Стоит так же уточнить, что все разработанные варианты нам пока не известны.
Р.1233-1 является наиболее "популярным" вариантом по программе SABA и именно он считался основным претендентом на постройку прототипа. Он представлял собой самолёт компоновочной схемы утка с крылом небольшой обратной стреловидности, передними стабилизаторами и винтовентиляторным двигателем Lycoming T55 с соосными толкающими винтами мощностью 4550 л.с.
В состав вооружения входила 25-мм автопушка и шесть ракет ASRAAM, в носу самолёта располагалась обзорно-прицельная система с теплопеленгатором и лазерным дальномером-целеуказателем. Для увеличения маневренности и времени полёта от бронирования решено было отказаться, тем более, что главной задачей самолёта было действие над своими войсками, где отсутствовали вражеские ЗСУ. Самолёт мог взлетать с грунтовых аэродромов с длинной полосы в 280 метров. Максимальная скорость составляла 740 километров в час.
Р.1238 можно назвать запасным вариантом для всей программы SABA, в нём практически не было каких-то новаторских и неиспытанных решений, цена его постройки была наименьшей из всей программы. Самолёт был выполнен по двухбалочной схеме, двигатель, аналогичный варианту Р.1233-1, размещался в задней части фюзеляжа. В отличие от иных самолётов программы SABA Р.1238 имел бронирование, как кабины пилотов, так и двигателя. Это потребовало снизить полезную нагрузку – на самолёте отказались от сложной системы прицеливания и обнаружения целей в пользу обычного ручного наведения. Носимое вооружение соответствовало Р.1233-1, так же, как и все основные ЛТХ.
Проекты, использовавшие турбовентиляторные двигатели, имели общее обозначение Р.1234, хотя и серьёзно отличались друг от друга. В основу варианта Р.1234-1 была положена интересная идея – не создавать сверхманёвренный самолёт, а обеспечить возможность наведения вооружения вне зависимости от направления полёта. Под фюзеляжем самолёта была установлена приплюснутая башня либо с 40-мм автоматической пушкой, либо со спаркой 25-мм пушек. Башня имела угол наведения в 270 градусов по горизонтали, орудия имели угол склонения в 25 градусов. Система наведения была позаимствована у ударных вертолётов и включала нашлемную систему целеуказания. Предполагалось использовать орудия, как против вертолётов, так и для поражения бронетехники в верхнюю проекцию. Дополнительное вооружение – две ракеты ASRAAM. Для повышения манёвренности и возможности установки широкой башни были использованы схема бесхвостка и крыло максимальной площади. Двигательная установка – Rolls-Royce Adour RT-172-871, максимальная скорость – 800 километров в час.
Отличительной особенностью Р.1234-2 была попытка совместить плюсы винтовентиляторных и турбовентиляторных двигателей – уязвимый ротор был помещён в корпус в задней части самолёта, что потребовало использовать достаточно широкий фюзеляж. Кроме того, это решение позволило Р.1234-2 развивать чуть большую скорость, чем Р.1238 и Р.1233-1 – 780 километров в час. Самолёт был выполнен по нормальной аэродинамической схеме, а его высокая манёвренность достигалась при помощи развитой механизации крыла. В остальном Р.1234-2 полностью соответствовал Р.1233-1.

Р.1234-3 во многом повторял решения Р.1234-1, но в поворотной башне размещались не орудия, а две пусковых установки многоцелевых управляемых высокоскоростных кинетических ракет. Возможность наведения по вертикали позволяла запускать ракеты практически в любом направлении и поражать как танки, так и вражеские вертолёты. Всего самолёт нёс 12 таких ракет, по 6 на каждую пусковую установку. В качестве дополнительного вооружения в носу неподвижно устанавливался крупнокалиберный пулемёт, там же размещалась прицельная система аналогичная Р.1233-1. Самолёт был выполнен по схеме бесхвостка с дельтовидным крылом, потому имел лучшее скоростные показатели, но худшую маневренность среди всех проектов SABA. 

В 1987 году военным был представлен отчёт по программе SABA, который был встречен в целом положительно. Как и ожидалось, вариант Р.1233-1 был выбран как основной. Но основным минусом проекта стала его цена. У британских военных так и не нашлось на него денег, а после окончания холодной войны он и вовсе стал не нужен. 

https://youroker.livejournal.com/ 

Комментариев нет:

Отправить комментарий