25/07/23

Проект истребителя FMA SAIA 90 (Аргентина. 1984 - 1989 год).

Процесс национальной реорганизации – период продолжавшийся в Аргентине с 24 марта 1976 года до 10 декабря 1983 года. За это время устроившая переворот военная хунта запустила процессы, приведшие к десятикратной девальвации и экономическому кризису. Это важно для понимания провала очень грандиозного проекта, являвшегося последний стадией одной из программ, развёрнутой президентом Хорхе Рафаэлем Виделой. Речь идёт об истребителе FMA SAIA 90 ...
К середине 1980-х совместное предприятие немецкой Dornier и аргентинской Fábrica Militar de Aviones (FMA) отправляло в первый полёт новейший самолёт FMA IA-63 Pampa. Главными задачами для него стали учебно-тренировочные и противоповстанчиские миссии. Для нужд, на тот момент, более менее развитых ВВС Аргентины такой самолёт был очень даже нужен. Здесь стоит сделать небольшую паузу и подробнее рассказать о Dornier и FMA. Дело в том, что на тот момент обе компании имели очень хорошие взаимоотношения (результатом стал FMA IA-63). В итоге начали рассматривать соглашение о сотрудничестве в производстве будущих самолетов. Это соглашение требовало от обеих сторон в течение года создать в аргентинском городе Кордобе совместное предприятие, задачами которого должны были стать производство самолетов, маркетинг и связанные с ними услуги по их информационно-технической поддержке. Создание «Пампы» стало первой частью одновременно и стратегии государства по созданию трёх самолётов, и стратегии FMA. Вторая часть плана разнилась. Хунта хотела лёгкий бомбардировщик-штурмовик IA-67 Cordoba, вероятно, для замены FMA IA-58 Pucará. Тогда как компания планировала создание транспортного самолёта. Что любопытно, оба плана не увенчались успехом. Заключительным самолётом должен был стать истребитель завоевания превосходства в воздухе – FMA SAIA 90 (Sistema de Armas Integrado Argentina de la decada de 90). Если бы такой самолёт удалось создать он был, по меньшей мере, на уровне с F-16C, F/A-18C и МиГ-29. В итоге, после согласования условий, компания Dornier передаёт аргентинцам наработки по TKF-90 – проекту самолёта 4/4+ поколения. Также они отдают результаты исследований, проведённых на основе опыта воздушных боёв во Вьетнаме. Если верить их исследованиям чаще всего бои велись на небольшой высоте, около 8000 метров, и на скорости 0,5 – 0,9 махов. На таких режимах достигались наилучшие скорости разворота, что позволяло повышать выживаемость в бою. TKF-90 был перенят аргентинцами : «Вес F-16 и возможности F-18L». Но немалый упор делался и на снижение стоимости самолёта, что для Аргентины 1980-х было важно.
Самолёт, который условно мог быть отнесён к поколению 4,5, SAIA-90, должен был заменить в аргентинских ВВС Миражи(III/V), IAI Nesher и Супер Энтадары, первый полет планировался в 1989 году, а серийный выпуск - с 1991 года. Первой проблемой стало, как это ни странно, конфигурация. Несмотря на перспективность немецкой схемы, требования, выставленные будущему самолёту, заставляли подумать об аэродинамической схеме самолёта. С одной стороны устойчивые развороты на транс- и дозвуковых режимах требовали устойчивого дельтовидного крыла с небольшим удлинением и переменной стреловидностью. А это шло в противоречие с другими требованиями к самолётам. Были и другие расхождения. В итоге самолёт превратился в двухдвигательный (2 GE F-404) моноплан с высокорасположенным крылом большой стреловидности и двумя килями, с отдельными рулями направления, выполняющими роль воздушного тормоза, расположенными перед стабилизаторами. На самолёте два воздухозаборника, располагающиеся по бокам от кабины, под наплывами. Механизация состояла из элеронов и закрылков. Шасси трёхопорное с передней поворотной одноколёсной опорой. Основные опоры также имеют по одному колесу.
Самолёт внешне напоминал американский F-18 «Hornet». По проекту оснащался радаром, способным обнаружить воздушную цель с ЭПР 5 кв.м. на расстоянии 90 км. Одновременно мог сопровождать до шести целей. В конструкции широко использовались композитные материалы. Самолёт оснащался системой искусственной устойчивости. Вооружение состояло из одной-двух встроенных 27-мм револьверных пушек "Mauser" и также имелись 11 узлов внешней подвески, в том числе два на законцовках крыла для ракет «воздух-воздух» ближнего радиуса действия.
FMA SAIA-90 был амбициозным проектом. Причины закрытия проекта были следующие : финансовые проблемы фирмы FMA (годовой дефицит составил 50 миллионов долларов), всеобщий экономический кризис в Аргентине, безуспешные поиски партнера (рассчитывали в частности на итальянскую фирму Aeritalia-Aermacchi). Программу закрыли еще до начала 1990-х.
Расчётные ТТХ : длина - 15,53 м, высота - 3,96 м, размах крыла - 11 м, максимальный взлётный вес - 15000 кг, вес пустого - 7800 кг, силовая установка - 2 двигателя General Electric F404, максимальная скорость - 2300 км/ч, потолок - 15000 м, радиус действия - 600 км, вооружение - 1-2 пушки 27-мм (боезапас 150 снарядов на пушку) и подвесное вооружение на 11-ти узлах внешней подвески общим весом до 5000 кг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий