25/07/23

Проект истребителя IAR-95 / IAR-S (IAR-101) (Румыния. 1977 - 1981 / 1982 - 1988 год).

В конце 1970-х годов в Румынии был принят к разработке проект лёгкого сверхзвукового истребителя IAR-95. Он представлял собой однодвигательную машину нормальной аэродинамической схемы с тягой двигателя 5506 кгс без форсажа и 9279 кгс в форсированном режиме. Это был высокоплан с двумя боковыми воздухозаборниками. Разработка проходила под руководством инженера Дамитра Бадеа ...
Проект находился в весьма продвинутой стадии разработки, но отсутствие подходящей силовой установки привело к закрытию программы в 1981 году.
Но неожиданно программа была реанимирована в 1982 году под руководством инженера Константина Роска. Есть сведения, что румыны хотели использовать в этом проекте советский двигатель Р-29-300. Проекту был присвоен индекс IAR-101 (встречается также IAR-S). Он имел более толстый фюзеляж и четыре узла подвески оружия под крыльями.

Несколько моделей были построены и проверены в аэродинамической трубе. Были проработаны варианты одно- и двухдвигательные, одноместные и двухместные, одно- и двухкилевые. Программа была очень амбициозна для румынской промышленности. Прототип (по другим сведениям - макет) начал строиться в Бухаресте, но из-за финансовых трудностей программа была окончательно отменена в 1988 году. Румыния предлагала сотрудничество по этому проекту Югославии, но та отказалась, так как создавала свой проект - Novi Avion. 

Расчётные ТТХ (IAR-95 / IAR-S (однодвигательный) : длина - 16 / 16,3 м, высота - 5,45 / 5,76 м, размах крыла - 9,3 / 9,8 м, площадь крыла - 23,1 / 27,9 кв.м, вес пустого - 7685 / 8760 кг, максимальный взлётный вес - 11563 / 15200 кг, тяга двигателя - 5506(9279) / 8300(12440) кгс, максимальная скорость - 1600 / 2200 км/ч, потолок - 15000 / 18000 м, вес боевой нагрузки - 3200 кг.

https://en.wikipedia.org/  , https://www.secretprojects.co.uk/ и другие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий