В ноябре 2012 года не авиационном салоне "Airshow China-2012" впервые официально под своими наименованиями были представлены два новых боевых вертолета китайских ВВС: ударный Changhe Z-10 так называемого "среднего класса" и легкий разведчик Z-19. При этом сообщалось, что вертолет Z-10 в массовых количествах поступает в войска и им оснащается уже третья вертолетная бригада частей НОАК. Кстати, незадолго до этого вертолет уже попадал на новостные строчки информационных агентств миро: летом 2012 года появились сообщения о наложении крупного штрафа в 70 млн. долл. на американскую компанию United Technologies Corp (UTCj за нелегальную поставку ее канадским филиалом "Пратт-Уитни" двигателей для китайских боевых вертолетов Z-10. Информация об одном из секретных проектов китайской авиапромышленности всегда носила неполный и отрывистый характер, что не в последнюю очередь связанно с проблемой обхода санкций на поставку военных технологий в Китай после событий но площади Тяньаминь в 1989 году. Фактически данные о Changhe Z-10 носят характер частично управляемых, а иногда и случайных "утечек" информации. Отсутствие полноценного боевого вертолета в составе ВВС НАОК являлось довольно заметным пробелом но фоне динамичного перевооружения китайских вооруженных сил. Приобретение вертолетов "Газель"; вооруженных ПТУР и создание вооруженной версии вертолетов "Харбин" Z-9 являются фактически только временным решением вопроса авиационной поддержки сухопутных войск на поле боя. Особенно этот недостаток становится заметным после прекращения производства для ВВС НОАК штурмовиков А-5, не получивших но донный момент адекватной замены ...
Первоначально проблему оснащения ВВС НОАК боевым вертолетом китайское руководство планировало решить поставками российских Ми-24. Тем более, что специалисты имели возможности ознакомится с "живым" образцом, полученным от одной из "дружественных" стран. Однако программы создания в конце 1980-х - начале 1990-х годов в ряде стран нового поколения боевых машин типа американского RH-66 "Каманч", германо-французского "Тигра" и итальянской "Мангусты", привели к решению переориентироваться на западный опыт и следованию общим модным тенденциям в вертолетостроении и боевой авиации. Подробности начало робот (в период около 1994 г.) доподлинно не известны. Наиболее вероятным представляется разработка Китайским вертолетостроительным институтом параллельно двух программ: одна было направлена но попытку выбрать и приобрести зарубежный образец боевого вертолета (закончившаяся по розным причинам неудачно), вторая - на разработку своей собственной конструкции. Практически сразу вертолет получил обозначение Changhe Z-10 - "Жишенджи-10". Хотя работу возглавлял вертолетостроительный институт, в качестве головной по проектированию и последующему серийному производству была определено Чендунская компания. Так как своего опыта разработки боевых винтокрылых аппаратов в Китае не имелось, требовалось обратиться к зарубежному. В связи с тем, что поставка военных технологий запрещена из-за наложенных западом санкций, китайцы первоначально воспользовались прикрытием фиктивной "гражданской" программы вертолете Changhe Z-10, хотя и признавалась возможность создания его "вооруженной" версии WZ-10. Его проект в 2002 представлялся как очень похожий на Агуста-Вестленд AW139. На удивление, успех, несмотря но эмбарго, оказался полный. Хотя реально оборудование не покупалось, удалось привлечь западные компании для помощи в разработке силовой установки, трасмиссии и фюзеляжа. Первым "партнером" оказалась французская "Еврокоптер" с которой был заключен контракт но 70-80 млн. сроком но 9 лет. Контракт предусматривал помощь в разработке главного ротора. Через пару лет нашелся еще один "партнер" -итальянская "Агуста" (теперь "Агуста-Вестленд"), с которой был заключен контракт но 30 млн. но "консультацию" разработки трансмиссии и оценки вибраций. Согласно неподтвержденным сообщениям, итальянцы не ограничились только разработкой проекта, но и изготовили несколько узлов трансмиссии, включая четыре для сборки в Китае.
В середине 2001 года для оснащения первых опытных машин было решено приобрести 10 турбовальных двигателей РТ6С-67С фирмы "Пратт-Уитни Канада" (дочерней компании оштрафованной United Technologies Corp.), с поставкой первого через год, а всех десяти - к 2004 г. Приблизительно через год прошли утечки информации о сборке первых двух опытных вертолетов, а в мае 2002 г. - об успешном испытании трансмиссии. Всего в 2003 г. были подготовлены три опытных машины, а первый попет Z-10 (опытного, бортовой "02") состоялся 29 апреля 2003 г. К концу 2003 г, были закончены предварительные испытания, По результатам испытаний вертолет был доработан: несущий винт стал пятилопастным. К 2004 г. были готовы уже шесть опытных машин, что позволило завершить второй этап испытаний. Точное число опытных образцов не известно - в основном упоминают 8 опытных и предсерийных машин. Несколько прототипов испытывались армией в 2006-2007 годах. Когда появились первые, еще нечеткие фотографии Z-10, вертолет посчитали копией либо "Тигра", либо "Мангусты". Более поздние четкие фотографии показали сходство граненного фюзеляжа Z-10 с фюзеляжем RAH-66 "Каманч", с прицелом но применение "стелс"-технологий, хотя с меньшим размахом. Борта фюзеляжа наклонены с целью снижения сигнатуры при радиолокационном облучении. Рулевой винт установлен справа. Пилот и оператор расположены друг за другом. Шасси - неубирающееся. В целом Changhe Z-10 отражает основные тенденции в развитии боевых вертолетов. Тем не менее разворачивание полномасштабного серийного производство сдерживалось из-за санкций США, задерживающих приобретение новых двигателей РТ6С-76С. Главной проблемой было то, что предлагавшийся но замену РТ6С китайский WZ-9 обладал меньшей мощностью. Приблизительно в 2009 году появились сообщения о "доработанном" Z-10A - такое название он получил потому, что бортовой номер опытного вертолета сменился с "03" на "03А". Планер вертолета доработали и облегчили, также он получил новую силовую установку. По крайне мере но последних вертолетах изменили направление выхлопа двигателей -в сторону от фюзеляжа. Считается, что вертолет был оснащен китайским двигателем WZ-9, созданным при содействии российских и украинских специалистов. Главными достоинствами двигателя считается низкая стоимость эксплуатации и отсутствие зависимости от зарубежных комплектующих. Модифицированы также гондолы двигателей, установлены противопыльные фильтры, доработано оперение.
Говоря об оборудовании, стоит отметить, что вертолет оборудован электродистанционной системой управления и "стеклянной" кабиной с многофункциональными экранами. Все системы построены но общей шине китайского стандарта GJV289A (эквивалент МП Std 1553В). Другие системы включают средства связи и навигации, о также встроенную систему РЭБ (системы предупреждения об РЛ- и лазерном облучении, системы постановки активных и пассивных помех в ИК- и РЛ-диапазонах). Оборудование включает нашлемную прицельно-информационную систему. В носовой части установлено прицельно-поисковая система, включающая инфракрасную камеру, лазерный дальномер, о также небольшая камера для пилотирования в ночных условиях. Сам прицельный комплекс в процессе работ над вертолетом менялся минимум три раза. Предполагается и установка локатора, который проходит испытания на Z-9. В качестве основного вооружения вертолета Changhe Z-10 первоначально рассматривались ракеты HJ-8A - в целом аналог американских Тоу-2А. Ракеты HJ-8A подвешиваются на пилоны под крылом в контейнерах коробчатой формы. Но основную ставку сделали на разрабатываемую в Китае новую противотанковую ракету HJ-10 (KD-10), являющуюся аналогом американской ракеты AGM-114 "Хеллфайр". Судя по имеющимся данным, вертолет в текущей конфигурации способен нести 8 ракет HJ-10. В носовой части вертолета установлена 30-мм пушка, которую дополняют неуправляемые ракеты. Для поражения воздушных целей с Z-10; в Китае разработана новая легкая ракета "воздух-воздух" PL-90, пусковые устройства которой крепятся на законцовках крыла.
Приблизительно в середине 2007 г. испытания завершились и было решено начать серийное производство. Первые серийные машины НОАК получила в конце 2007 года. Освоение нового вертолета шло в течение 2008-2009 годах. Сначала вертолет Changhe Z-10 поступил на вооружение 5-го полка армейской авиации; базирующегося на аэродроме Нандзинг-Тушан. В начале 2010 года поступили сообщения о начале полномасштабного серийного производства Z-10, а в декабре 2010 года вертолет уже был принят на вооружение. Появление полноценного боевого вертолета означает качественно новый этап развития китайских ВВС. Даже недостаточная мощность двигателей WZ-9 не является серьезным недостатком машины, так как в разработке уже находится двигатель WZ-16 мощностью почти в полтора раза больше, чем WZ-9. Двигатель создается совместно с французской "Турбомекой" для нового вертолета Avicopter АС352 (бывшего Z-15) на основе двигателя "Ardiden", который уже рассматривался в качестве возможной альтернативы для Пратт-Уитни РТ6С-67Е. Так что проблем с установкой на Z-10 быть не должно. На данный момент вертолет Changhe Z-10 уже активно участвует в боевой учебе частей НОАК.
ТТХ : диаметр несущего винта - 13 м, длина - 14.2 м, высота - 3,84 м, масса пустого - 5100 кг,
масса нормальная взлетная - 6500
кг, масса максимальная взлетная - 7500 кг, тип двигателя - 2 ГТД Pratt & Whitney Canada PT6C-67C (WZ-9), мощность двигателя - 2 х 1339 л.с., максимальная скорость - 270 км/ч, крейсерская скорость - 120 км/ч, практическая дальность - 800 км, боевая продолжительность полета - 2ч.45м., практический потолок - 6400
м, экипаж - 2 человека, вооружение : одна 30-мм пушка,
боевая нагрузка до 1500 кг на 4 узлах подвески :
4 ПУ ПТУР HJ-9, HJ-10 или 2 ПУ 57-мм или 90-мм НУР
или 2 УР воздух-воздух TY-90 или
2 контейнера с 12.7-мм пулеметами
В 2018 году на авиационном салоне "Airshow China-2012" Китай впервые представил улучшенную версию ударного вертолета Z-10ME (Zhishengji-10ME, где M - от модифицированный, E - от экспортный), разработанную Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC – отделение AVIC). Впервые в виде модели вертолет был представлен на Парижском авиасалоне в 2017 году. Первая машина с серийным номером Z-10ME001 поднялась в воздух к сентябрю 2018 года.
Эта версия ударного вертолета предназначена для поставок на экспорт и является модификацией базового варианта Z-10K, состоящего на вооружении ВВС Китая. В отличии от базового варианта, на экспортной версии применено несколько улучшений, включающих в себя: бортовой комплекс обороны (БКО), состоящий из разработанной в Китае системы предупреждения о ракетном нападении (MAWS), и приемника радиолокационного предупреждения (RWR). Пассивные меры живучести вертолета включают улучшенную компоновку сопел двигателей, которые отводят горячие выхлопные газы вверх для уменьшения ИК сигнатуры, силовая установка также имеет систему пылеуловителей, что особенно важно для эксплуатации в странах с жарким климатом (в районах пустынь). На вертолете установлен дополнительный пакет брони из чрезвычайно легкого, но прочного материал графена, что позволяет увеличить защищенность вертолета при снижении массы за счет применения новых материалов. Панели прикреплены под и немного вперед от боковых окон обеих кабин, самая низкорасположенная панель обернута вокруг модуля датчика MAWS.
Z-10МЕ предназначен для борьбы с бронетехникой и живой силой противника. Максимальная скорость - до 350 километров в час, максимальное расстояние полета - 825 километров. Экипаж - два человека. Вооружение вертолёта состоит из обзорно-прицельной системы, размещённой в носовой части и управляемой поворотной пушки калибра 23-мм. Управляемые ракеты могут крепиться на 4 точках подвески крыльев. Данный вертолет, по заявлениям разработчиков, является экономически эффективным выбором (вероятно в сравнении с российскими Ка-52 и Ми-28 или американским AH-1Z, хотя, конкурент в несколько меньшем весе), относительно которого Китай пользуется всеми правами интеллектуальной собственности.
ТТХ : диаметр несущего винта - 13,5 м, диаметр рулевого винта - 2,5 м, длина - 16,3 м, высота - 4,42 м, масса максимальная взлетная - 6000 кг, тип двигателя - 2 ГТД Pratt & Whitney Canada PT6C-67C (WZ-9), мощность двигателя - 2 х 1339 л.с., максимальная скорость - 270 км/ч, крейсерская скорость - 250 км/ч, практическая дальность - 855 км, боевая продолжительность полета - 3 ч. 30 м., практический потолок - 4400 м, экипаж - 2 человека, вооружение : одна 30-мм пушка, боевая нагрузка до 1500 кг на 4 узлах подвески : 4 ПУ ПТУР HJ-9, HJ-10 или 2 ПУ 57-мм или 90-мм НУР или 2 УР воздух-воздух TY-90 или 2 контейнера с 12.7-мм пулеметами
Комментариев нет:
Отправить комментарий