13/08/23

Проект штурмовика Су-14 (СССР. 1948 - 1949 год).

После снятия в 1951 году с вооружения последних поршневых штурмовиков Ил-10 советская авиация осталась без самолёта поля боя. Это чуть позже было принято совершенно идиотское решение о ликвидации штурмовиков как класса, думая что их полностью заменят истребители-бомбардировщики. Опомнились поздно и создали Су-25, но это было потом. А с конца сороковых велось проектирование штурмовиков с реактивной силовой установкой. Ильюшинский, так и не принятый на вооружение самолёт Ил-40 и его усовершенствованный вариант Ил-42 известны достаточно широко. Но также мало известен прямой конкурент штурмовику Ил-40 - проект ОКБ Сухого Су-14. В 1948 году в ОКБ Сухого проводились изыскания по бронированным штурмовикам с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями, рассматривались варианты и с мощными поршневыми двигателями. Такая же работа проводилась и в ОКБ С.В.Ильюшина. Осенью 1948 года некоторые результаты этих наработок были представлены для рассмотрения в МАП, где уже полным ходом шло обсуждение проекта плана опытного самолетостроения на 1949-50 годы. Одной из тем плана-заявки ВВС предусматривалось создание «Бронированного штурмовика с управляемым пушечным вооружением с поршневым двигателем». МАП, учитывая наработки ОКБ П.О.Сухого и С.В.Ильюшина, ответило на предложение ВВС двумя реактивными штурмовиками : С.В. Ильюшина с ТВД и П.О. Сухого с ТРД ...

В ноябре зам.председателя АТК ВВС генерал-майор ИАС Н.А.Жемчужин представил Главкому ВВС свои соображения по данному предложению. 

«... 1. Штурмовик с ВК-1. Создание штурмовика с ТКРД представляет большой экспериментальный интерес. Проект т. Сухого удовлетворяет ТТТ ВВС по диапазону скоростей, бомбовой нагрузки и оборудованию. Не удовлетворяет по: Разбегу (850 м вместо 550 м), дальности (1000-1200 км вместо 1200-1700 км), вооружению (4хНР-23 вместо 6хНР-23). Этот самолет включен МАП в проект плана опытного самолетостроения на 1949-50 гг. Целесообразно поддержать предложение т. Сухого при условии увеличения числа стволов передних управляемых пушек с 4 до 6, при этом возможно уменьшить б/запас на каждую пушку с 250 до 150 патронов и вместо двух пушек на задней установке оставить одну 23 мм. 

2. Штурмовик с ВК-2.В проект плана на 1949-50 гг. МАП включило предложение т. Ильюшина - бронированный экспериментальный штурмовик с ТВД ВК-2, удовлетворяющий ТТТ ВВС. Для ВВС желательно, чтобы эта тема дублировалась также т. Сухим, однако МАП против этого. Проект т. Сухого по своим данным удовлетворяет ТТТ ВВС, но требует уточнения компоновки (вопрос с V-образным оперением, нагрузка на крыло 250 кг/м2, шасси с хвостовым колесом и т.д.)...» 

Резолюция А.К.Вершинина «т. Пономареву. Все же мне думается, что наряду с проектами штурмовика с реактивным и турбовинтовым двигателем (последний реальнее) нужно делать и с поршневым. Крайне желательно более подробно заняться типом штурмовика с двигателем Добрынина. Продумайте и доложите». К февралю 1949 года проект плана опытного самолетостроения на 1949-50 гг. по разделу «Штурмовики» предусматривал спроектировать и построить: «... 1. Экспериментальный бронированный штурмовик с управляемым пушечным вооружением с двигателем ВК-1 конструкции т. Сухого - экипаж — 2 чел.; - диапазон скоростей горизонтального полета на высоте 3000 м - 275-800 км/ч; - время подъема на высоту 3000 м - 4 мин; - разбег - 850 м; с ускорителями - 500 м; - пробег - 600 м; - дальность полета (V=500км/ч, Н=3000м, 400 кг бомб) нормальная — 1000 км; с подв. баками — 1200 км; - практический потолок - 12000 м; - вооружение вперед 6x23 (управляемые), назад-вверх — 1x23; предусмотреть 6хОРО-132. Срок предъявления на ГИ — сентябрь 1950 г...» 

Последующие полгода проект плана несколько раз перерабатывался, согласовывался в различных инстанциях, и в окончательном виде предусматривал: «... По ОКБ конструктора т. Сухого а) утвердить разработку и строительство опытного реактивного штурмовика с двигателем ВК-1 конструкции т. Сухого, со следующими данными: - диапазон скоростей горизонтального полета на Н=1500 м - 800-275 км/ч; - время подъема на Н= 1500 м - 2 мин.; - дальность полета на Н=1500 м при V=500 км/ч с 400 кг бомб - 900 км; с подвесными баками — 1100 км; - разбег без ускорителей - 850 м; с ускорителями - 500 м; - бомбовая нагрузка нормальная - 400 кг; - максимальная — 1000 кг; - вооружение вперед - 6x23; назад-вверх - 1x23; предусмотреть установку 6хОРО-132. - радиолокационное оборудование ответчик опознавания - «Барий-М»; аппаратура наведения на наземные цели — «Медиана-Призма» (предусмотреть установку); — экипаж — 2 чел. Самолет предъявить на ГИ в сентябре 1950 г...» 19 сентября 1949 года проект плана был передан в Совет Министров СССР для утверждения. Параллельно с согласованием проекта плана 1949-50гг. велась подготовка проекта плана 1950-51гг. 5 ноября 1949 года на заседании НТС ВВС ВС СССР по вопросу «О планах опытного строительства летательных аппаратов, поршневых и реактивных двигателей и НИР в этих областях на 1950-51 гг.», докладчик - генерал-майор ИАС Н.А.Жемчужин отметил, что: «... После выхода в 1944 году самолета Ил-10 ВВС не получили ни одного нового штурмовика.

Построенный т. Ильюшиным штурмовик Ил-20 с М-45Ш в настоящее время законсервирован. Решая задачу дать летчику возможно больший обзор т. Ильюшин посадил летчика на мотор и не смог устранить чрезвычайно большой шум в кабине, делавший невозможным пользоваться радио. На этом самолете установлено ограниченно-подвижное переднее оружие (2 положения) - эффективность которого предполагалось проверить на испытаниях. Возросшие требования в отношении бронирования, к оснащению штурмовика новым оборудованием, усиления вооружения и увеличения дальности полета против самолета Ил-10, сделали задачу создания штурмовика с поршневым мотором очень трудной. Однако, если поступиться несколько требованиями к нормальной дальности и объему бронирования, то возможно создать штурмовик с хорошим обзором (применив схему с толкающим винтом) и большими возможностями по установке различного вида вооружения. Такая схема была предложена т. Алексеевым под мотор М-251. Однако, летные данные этого самолета... получаются значительно худшими, чем это желательно было бы иметь... В 1948 году ВВС имея главной целью повышение скорости штурмовиков и достижения наиболее возможного увеличения диапазона скоростей их, включили в план-заявку задание на штурмовик с турбокомпрессорным двигателем и штурмовик с ТВД. Первый тип был принят для разработки т. Сухим, но это задание еще не утверждено правительством, поэтому включено в план-заявку на 1950-51 гг...» 

14 ноября 1949 года постановлением правительства ОКБ П.О.Сухого было ликвидировано, работы по самолету-штурмовику под шифром «Н» (Су-14) - прекращены.

В декабре 1949 года в своем обращении к зам. председателя Совета Министров СССР Н. А. Булганину, Главком ВВС генерал-полковник авиации П.Ф.Жигарев писал: «В связи с расформированием по решению правительства ОКБ тов. Сухого, прекратилось выполнение нескольких работ, представляющих интерес для ВВС. Прошу Ваших указаний МАП т. Хруничеву: - передать задание на предварительное проектирование бронированного штурмовика с двигателем ВК-1, над которым работало ОКБ т. Сухого, другому КБ;..» Это пожелание Главкома ВВС осталось невыполненным. В середине января 1950 года, подводя итоги работы завода № 134 за 1949 год, П.О.Сухой доложил, что за прошедший год: «...4. Спроектирован новый самолет - двухместный штурмовик с ВК-1 с изготовлением макета. 5. Проработаны эскизные проекты двухместного штурмовика с ВК-1. 6. Проведен целый ряд изысканий по двухместному штурмовику с ВК-1. В заводском отчете за 1949 год в разделе «Выполнение тематических работ» отмечалось, что по двухместному штурмовику Су-14 «... было проведено проектирование самолета в различных вариантах. Техническая готовность проекта на 1.01.50 г. составляет 40%. Изготовлен макет и модели...» К большому сожалению материалы, связанные с проектом и его реализацией, пока не найдены. 

Владимир Проклов. "Авиация и космонавтика". 2007 год. Последние проекты КБ П. О. Сухого до его расформирования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий