Тяжёлая самоходная артиллерийская установка "Объект 261" разрабатывалась в конструкторских бюро Челябинского тракторного и Ленинградского Кировского заводов на базе опытного тяжелого танка ИС-7. Орудие разрабатывалось в конструкторском бюро Пермского Завода №172. Представленный Челябинским заводом проект самохода объект 715 (впоследствии он получил известность как танк ИС-7) не был утвержден, и его возвратили заводу на доработку. В связи с этим потребовался коренной пересмотр всей компоновки пушки, хотя при рассмотрении ее технического проекта существенных замечаний не возникло. Учитывая первый опыт проектирования, заводу № 172 было предложено согласовать проект пушки с проектом САУ на базе танка ИС-7 (об. 261), разработанного в Ленинграде. Эта работа выполнена заводом № 172, и 23 августа 1948 года на рассмотрение ГАУ представили переработанный проект пушки М-31, применительно уже к боевому отделению САУ на базе ИС-7. Однако проект и этой САУ (объект 261) был так же отклонен. И опять НТК БТ предложил Ленинградскому Кировскому заводу переделать компоновку всей самоходки. Заводу № 172 снова пришлось изменить проект пушки, а точнее, ее станка, поскольку качающиеся части пушки ни разу не менялись. Орудие размещалось в бронированной рубке. Проект машины был закончен в 1947 году. Орудие М-31 успешно прошло заводские испытания в октябре 1948 года. Объект 261 не увидел свет даже в опытном исполнении. После того как было принято решение отказаться от производства ИС-7, этот проект, естественно, так же был отклонён ...
Пушка и расчёт должны были размещаться в легкобронированной открытой рубке. Это говорит о том, что конструкторы этой САУ не планировали её участия в танковых дуэлях. Зато базу САУ оставили хорошо бронированной (видимо в угоду унификации с ИС-7) и она имела броню от 215 до 150 мм (кстати говоря, в каком месте на САУ планировали установить броневые листы в 215 мм осталось непонятным, ведь, на ИС-7 такую толщину брони имела только башня, а на САУ её нет. Но таковы данные официальных ТТХ самоходки). Как не трудно догадаться, с такими данными самоходка получилась более чем тяжёлой. Её масса должна была быть где-то в районе 68 тонн. Правда, и у ИС-7, масса была приблизительно такой же. Так же, необходимо отметить, что переделка шасси танка ИС-7, предполагалась достаточно глубокой. САУ должна была базироваться на, как бы, задом на перёд развёрнутом шасси. То есть, двигатель, и ведущее колесо, должно было располагаться в передней части самоходки.
В качестве основного орудия предполагалось использовать дальнобойную пушку-гаубицу М-31. В орудии М-31 использовалось баллистическое решение 152-мм пушки Бр-2. По части узлов и агрегатов орудие было унифицировано с танковой пушкой М-51. Глубоко модернизированная пушка Бр-2 получила новое название - М-31. Модернизация была проведена настолько глубоко, что от Бр-2 мало что осталось. Проектные работы осуществляло КБ завода № 172. Основные отличия от Бр-2 были следующие: не поршневой, а горизонтальный клиновой полуавтоматический затвор, мощный щелевой дульный тормоз, который поглощал до 70% энергии отката. Ствол пушки снабжался массивным казенником для получения необходимого веса откатных частей и для лучшего уравновешивания качающейся части. Заряжание у нового орудия было раздельно-гильзовое. Досылка снаряда производилась с помощью пружины досылателя, взводящегося автоматически при откате. Механизм продувания канала ствола работал так же автоматически. В нём использовался сжатый воздух из отдельного баллона. Тормоз отката сделали гидравлическим, а накатник пневматический.
Два цилиндра тормоза отката и два цилиндра накатника сделали жестко связанными со стволом. Таким образом, за счет казенника и противооткатных устройств существенно увеличен вес откатывающихся частей, что вместе с дульным тормозом дал очень малый откат для пушки с такой баллистикой (520-мм против 1400-мм у Бр-2). Подъемный и поворотный механизмы пушки были секторного типа с червячным самотормозящим звеном. Подъемный механизм имел только ручной привод, так как требование электропривода ГАУ сняло (довольно странное решение). Пушка М-31 имела прицел ТП-47А для прямой наводки и прицел ЗИС-3 для стрельбы с закрытых позиций. Ну и последнее, эту пушку изначально проектировали унифицированной со 152-мм танковой пушкой М-51, имевшей те же баллистические данные. Доработанный и согласованный с Челябинским заводом технический проект пушки М-31 был выслан для рассмотрения и заключения в Артком ГАУ в конце 1947 года. У пушки получились просто уникальные данные. Дальность стрельбы орудия была почти 28 км (27800 метров) при начальной скорости снаряда в 880 м/с.
В качестве силовой установки должен был использоваться мощный дизельный двигатель М-50Т, созданный на базе корабельного двигателя М-50. Максимальная мощность двигателя составляла 1050 л.с. С таким мотором по расчёту конструкторов САУ должна была развивать скорость в 55 км/час и имела запас хода в 300 км. Трансмиссия механического типа. Подвеска катков независимая, торсионная. Ходовая часть каждого борта состояла из 7 сдвоенных опорных катков с металлическими ободами и размещёнными в балансирах гидравлическими амортизаторами. Ведущие колёса передние, зацепление гусениц цевочное. Гусеница с резинометаллическим шарниром.
ТТХ : боевой вес - 68 тонн, длинна - 7380 мм, ширина – 3400 мм, клиренс – 450 мм, среднее удельное давление на грунт – 0,9 кг/кв.см, двигатель дизельный, мощность – 1050 л.с., удельная мощность – 15,4 л.с./т, максимальная скорость – 55 км/ч, запас хода – 300 км, преодолеваемые препятствия : подъём – 30 градусов, брод – 1,5 м, вооружение : 152-мм пушка-гаубица М-31 (боекомплект 18 выстрелов).
Комментариев нет:
Отправить комментарий