02/08/23

Проект истребителя УВВП Bell D-188A ( XF-109 / XF3L-1) (США. 1955 - 1961 год).

Проект сверхзвукового вертикально взлетающего истребителя-бомбардировщика Bell D-188A (неофициальные военные обозначения XF-109 для ВВС США и XF3L-1 для авианосцев ВМС и морской пехоты) разрабатывался фирмой «Bell Aircraft Corporation» по заказу ВВС и флота США с 1955 года. В 1959 году работы над проектом истребителя-бомбардировщика Bell D-188A были доведены до стадии постройки макета, однако в дальнейшем они были приостановлены в связи с прекращением их финансирования. На самолёте собирались достичь скорости М=2 ...
Общая сумма расходов ВВС и флота США, а также фирмы «Bell» на научно-исследовательскую работу, связанную с проектированием самолета, составила 17 млн. долл., а общий объем НИОКР но проекту Bell D-188A превысил 500000 ч работы По расчетам фирмы «Bell», истребитель-бомбардировщик Bell D-188A / Bell XF-109 c силовой установкой из восьми ТРД General Electric J85-GE-5, с суммарной взлетной тягой 11 600 кг должен был обладать следующими характеристиками: - совершать вертикальный взлет и набор высоты со скороподъемностью 30 м/с; - совершать полет с крейсерской скоростью, соответствующей числу М=0,9, на высоте около 10700 м на дальность 1100 км; - разгоняться на высоте 10700 м от скорости, соответствующей числу М=1, до скорости, соответствующей числу М=2, менее чем за две минуты; - иметь перегоночную дальность 3700 км при скорости, соответствующей числу М=0›9; - при перехвате пролетать 630 км со скоростью, соответствующей числу М=2, и возвращаться на базу с высоты 18 000 м с оптимальной крейсерской скоростью; - при взлете с разбегом пролетать с крейсерской скоростью расстояние 1050 км, а затем 250 км со скоростью, соответствующей числу М=2, с последующим бомбометанием с больших высот.
Разрабатывавшийся истребитель-бомбардировщик Bell D-188A / Bell XF-109 имел комбинированную силовую установку из восьми ТРД. фюзеляж был выполнен по правилу площадей и отличался большим удлинением. Крыло высокорасположенное, прямое, тонкое, с малым удлинением, Л=2,42, снабжено элеронами и не имело закрылок. Силовая установка состояла из восьми ТРД General Electric J85-GE-5; два подъемно-маршевых двигателя расположены в хвостовой части фюзеляжа, четыре - в поворачивающихся гондолах на концах крыла, и два подъемных двигателя установлены вертикально в носовой части фюзеляжа непосредственно за кабиной летчика. Все шесть подъемно-маршевых двигателей снабжены форсажными камерами и развивают суммарную тягу 10 970 кгс, подъемные ТРД развивают тягу 2360 кгс.
Гондолы на концах крыльев поворачиваются на 100° от горизонтального положения до вертикального, и установленные в них двигатели создают горизонтальную и вертикальную тягу и обеспечивают торможение. На режиме вертикального взлета, когда гондолы находятся в вертикальном положении, обтекатели воздухозаборников смещаются вверх, увеличивая площадь воздухозаборников. Управление самолетом на режимах вертикального взлета и посадки и перехода обеспечивается струйной системой управления с помощью сжатого воздуха, отбираемого от компрессоров, установленных в фюзеляже двигателей. Воздух подается к четырем соплам на концах фюзеляжа и крыльев и затем вытекает через них, обеспечивая управление. Управление по тангажу может осуществляться также изменением тяги передних и задних пар двигателей в фюзеляже.
В кабине Bell D-188A / Bell XF-109 установлены обычные органы управления. На центральной панели расположены приборы управления огнем и навигационные приборы, а также экран радиолокатора. Предусмотрена установка прибора, показывающего расположение центра тяжести самолета, к которому подключены датчики ТРД, создающие вертикальную тягу.
Для вертикального взлета гондолы на концах крыла должны устанавливаться в вертикальное положение, а у размещенных в них четырех двигателях включаются форсажные камеры. Затем запускаются подъемные ТРД в передней части фюзеляжа, а двигатели в хвостовой части фюзеляжа, имеющие дефлекторы для отклонения выхлопной струи, переводятся на режим форсажа для вертикального взлета. Самолет должен отрываться от земли, когда все двигатели развивают общую тягу 12840 кгс. При этом тяговооружепность самолета составляет 1,14, а вертикальная скороподъемность 0,9-1,5 м/с. Предусматривалась система аварийного выключения двигателей, связывающая попарно противоположно расположенные двигатели. Если во время вертикального полета тяга одного из двигателей уменьшится до величины ниже установленной, эта система должна выключить не только вышедший из строя двигатель, но и противоположный двигатель.
При использовании взлета с разбегом дальность и нагрузка Bell D-188A / Bell XF-109 могут быть значительно увеличены. При разбеге гондолы занимают горизонтальное положение, а дефлекторы полностью открываются для обеспечения максимального ускорения. Непосредственно перед отрывом от земли гондолы на концах крыла должны отклоняться, а дефлекторы поворачиваться, обеспечивая отклонение струи газов вниз. При этом вертикальная составляющая тяги складывается с аэродинамической подъемной силой, обеспечивая взлет с укороченным разбегом.

Вооружение самолета Bell D-188A / Bell XF-109 предполагалось размещать на внешней подвеске: две УР «Мартин» «Булпап» класса «воздух-земля» и три УР «Сайдуиндер» класса «воздух-воздух». Проект истребителя-бомбардировщика Bell D-188A (Bell XF-109 / XF3L) не получил дальнейшего развития, но результаты проведенных фирмой «Белл» исследований были использованы при разработке проектов боевых СВВП в США и Германии (СВВП VJ-101C). 

Тактико-технические характеристики : максимальный взлётный вес - 10850 кг, вес пустого - 6240 кг, тяга двигателей - 8х1180 (1760 кгс), скорость - М=2, потолок - 18000 м, радиус действия - 900 км, длина - 18,9 м, размах крыла - 7,24 м, вооружение - 4 пушки 20-мм, 108 НАР калибра 70-мм Mighty Mouse FFAR или 4 ракеты «воздух-воздух», или до 1814 кг бомб.

http://www.airwar.ru/  , https://www.secretprojects.co.uk/ , http://www.dogswar.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий