07/08/23

Опытный истребитель IAe.33 Pulqui II (Аргентина. 1950 год).

Истребитель IAe.33 Pulqui II (на языке индейцев мапуче "Pulqúi" - "стрела") был спроектирован коллективом немецких специалистов (перебравшихся после войны в Аргентину) под руководством известного конструктора не менее известной авиационной фирмы «Фокке-Вульф» Курта Танка для аргентинских военно-воздушных сил. Работа над самолетом велась под непосредственным наблюдением тогдашнего аргентинского президента, диктатора Хуана Перона, стремящегося к укреплению ВВС страны и приютившего у себя после Второй Мировой Войны многих нацистов и технических специалистов Германии, в частности, кроме Курта Танка, в Аргентине тогда работали братья Реймар и Вальтер Хортены. Воплощая в жизнь многие элементы конструкции нереализованного проекта истребителя военного времени Focke-Wulf Ta 183, FMA предлагала IAe 33 Pulqui II в качестве преемника послевоенного Метеор Gloster F4 для принятия на вооружение ВВС Аргентины (Fuerza Aerea Argentina). Развитие Pulqui II было сравнительно длительным и проблематичным, с потерями двух из четырех прототипов в катастрофах со смертельным исходом ...
Самолет является дальнейшим развитием истребителя IAe.27 Pulqui. В его конструкции нашли применение высокорасположенное крыло с углом стреловидности 40° и Т-образное стреловидное хвостовое оперение. Шасси самолёта убирается в фюзеляж. Воздухозаборник носовой, воздухоподводящий канал проходит сквозь весь фюзеляж к расположенному в хвосте двигателю. Он является прямым развитием известного, но нереализованного проекта реактивного истребителя Та-183, разработанного Танком в конце войны. По такой же схеме строились самые знаменитые истребители своего времени : советский МиГ-15 и американский «Сейбр». Тягу «Стреле» обеспечивал турбореактивный двигатель Rolls-Royce Nene.
Первый из летающих прототипов IAe 33 (No. 02) был построен в 1950 году и под управлением капитана Эдмундо Вайсса совершил свой первый полет 27 июня того же года. Во втором полете у бывшего тест-пилота фирмы Focke-Wulf Отто Беренса возникли серьезные проблемы с поперечной устойчивостью на скорости свыше 700 км/ч, в результате чего в качестве меры предосторожности он вернулся на аэродром. При посадке на очень высокой скорости, самолет подпрыгнул с достаточной силой, чтобы вызывать поломку правой основной стойки шасси. Во время ремонта самолета для того чтобы исправить "хитрые" посадочные характеристики передняя стойка шасси была увеличена в длину для изменения угла атаки самолета, в то время как амортизаторы были скорректированы для получения большего хода. Изменения улучшили взлетные, посадочные и низкоскоростные характеристики IAe 33. Сохранялись более серьезные аэродинамические проблемы, вытекающие из концевого срыва потока (когда концевой срыв потока крыла от корневой части приводя к непредсказуемому "скользящему моменту"), что привело к изменению в передней кромке крыла у его основания, в то время как руль направления был изменен в попытке решить бесконечные проблемы поперечной неустойчивости. Кроме того, фонарь был усилен двумя внешними рамами, а над соплом двигателя был установлен небольшой обтекатель. 8 февраля 1951 года Танк публично продемонстрировал IAe 33 перед Пероном на аэродроме Хорхе Ньюбери (Aeroparque Jorge Newbery) в Буэнос-Айресе. Аудитория также включала в себя правительственных должностных лиц, законодателей, военных атташе посольств дипломатического корпуса, а также большую толпу простых зрителей. IAe 27 Pulqui I и IAe 33 Pulqui II летали во время демонстрации.
В то время как рассматривалась всепогодная (с добавлением радара) версия IAe 33, аргентинские ВВС сделали предварительные планы на приобретение 100 самолетов Pulqui II в серийном варианте,переделанном в перехватчик путем установки оснащенного форсажной камерой форсированного двигателя Nene для придания ожидаемой скорости в 0,98М. Ряд иностранных заказчиков выразили заинтерсованность в IAe 33, включая Нидерланды в 1951 году и Египет в 1953 году, но отсутствие четких обязательств серийного производства мешали перспективам экспортных продаж, и обе страны, в конце концов, остановились на других доступных истребителях. 
 
Проект IAe 33 Pulqui II был неразрывно связан с махинациями и судьбой перонистского режима. Хотя Fábrica Militar de Aviones было поручено доведение авиационных проектов до конца, постоянное политическое вмешательство способствовало задержкам и беспорядку в авиационных программах.
В то время как аргентинские финансы были в весьма напряженном состоянии на данном этапе, следующем за экономическим кризисом в 1953 году, наиболее серьезное препятствие проекту пришло в январе 1955 года, когда закончился контракт Танка. По слухам, для продолжения работ он просил вдвое большую сумму, но вместо этого президент Перон недвусмысленно разорвал его контракт. Несмотря на четыре года разработки и испытаний проект IAe 33 по-прежнему сталкивался с проблемами роста и его статус остается неясным, хотя не было принято окончательного решения по отказу от проекта, достигшего культового статуса в перонистскую эру. В сентябре 1955 года единственный оставшийся прототип Pulqui II был введен в действие во время Освободительной революции - государственного переворота под руководством генерала Эдуарда Лоранди (Eduardo Lonardi) против Перона. Точные сведения о его участии неизвестны, но когда повстанческие силы под командованием Лонарди захватили Кордову в качестве первого завоевания, вместе с размещенными в кордовском авиационном училище (Córdoba Escuela De Aviación) истребителями-бомбардировщиками Meteor F4 в борьбу вступил IAe 33. После выполнения боевых задач против стойких приверженцев Перона самолет пролетел над парадом победы в Кордове во время праздничных торжеств путчистов над лоялистскими силами. Когда военная хунта пришла к власти, в проекте IAe 33 была неразбериха. Новое правительство избавилось от многих из руководящего состава военно-воздушных сил. Кроме того, большая часть команды Танка была вынуждена покинуть Аргентину и отправиться вслед за ним в Индию работать на Hindustan Aeronautics Limited. Там они позднее разработали сверхзвуковой истребитель HF-24 Marut.
В целях усиления политической поддержки и для демонстрации боевого потенциала IAe 33 в 1956 году военно-воздушные силы планировали рекордный перелет из Кордовы в Буэнос-Айрес. Pulqui II должен ьыл пролететь 800 км, атаковать с бреющего полета учебный полигон ВВС в районе Буэнос-Айреса, а затем вернуться в Кордову, используя только внутреннее топливо. Для такого долгого полета с находящегося в ремонте FMA Meteor было взято кислородное оборудование. Лейтенант Баладо успешно завершил полет (в том числе демонстрационный обстрел) со средней крейсерской скоростью около 900 км/ч, но на обратном пути кислородная система вышла из строя. В полубессознательном состоянии пилот на высокой скорости сумел совершить аварийную посадку, но грубая посадка и нагрузки привели к поломке шасси. Pulqui II выкатился за пределы ВВП и получил такие повреждения, что уже не подлежал восстановлению. Вскоре после рекордного полета Валадо аргентинские ВВС отозвали свое решение о приобретении 100 Pulqui II для соединений истребительной авиации. Fábrica Militar de Aviones считала, что на основе имеющихся под рукой запасных частей и компонентов крыльа и фюзеляжа может было достаточно быстро построить 10 самолетов, однако выполнение остальной части заказа займет пять лет. К этому времени продолжался износ устаревших 100 Метеор F4, полученных в 1940-х годах и возник альтернативный план, сосредоточенный на приобретении 36 Canadair F-86 Mk.6 Sabre. Данный план был отклонен в 1956 году , так как Центральный банк Аргентины был не в состоянии обеспечить необходимым количеством иностранной валюты. Когда Canadair Sabre уже не был жизнеспособным вариантом в Fábrica Militar de Aviones серьезно рассматривали возможность начала серийного производства Pulqui II. Новый прототип был заказан в 1957 году, несмотря на то, что Соединенные Штаты предложили 100 проверенных в бою истребителей F-86 SabreЭ. причем машины могли быть предоставлены немедленно. Пятый прототип Pulqui II (No. 05), названный Pulqui IIe, был построен в 1959 году (визуально идентичен четвертому прототипу при сохранении исходного безрамного чистого фонаря) и начал летные испытания первым полетом 18 сентября 1959 года под управлением лейтенанта Роберто Старка (Roberto Starc). Постоянное развитие Pulqui II привело к решению задачи собственной неустойчивости на больших углах атаки, а также повышению запаса топлива за счет использования крыла с топливными баками для обеспечения достаточной дальности. Однако эти истребители в настоящее время считались устаревшими, кроме того, машина была "замарана" политическими связями с Пероном. Таким образом, правительство Аргентины решило отменить проект IAe 33 в зените его развития. Вместо отечественной машины было решено приобрести в США 28 F-86F-40 Sabre по "бросовым ценам" в рамках Акта о взаимной помощи при обороне (Mutual Defense Assistance Act).

Несмотря на то, что стадия серийного производства так и не была достигнута, IAe 33 Pulqui II до сих пор считается значительным достижением в истории авиации, потому что это был первый истребитель со стреловидным крылом, полностью разработанный и построенный в Латинской Америке, который вместе с Pulqui I позволил Аргентине претендовать на статус восьмой страны в мире, самостояильно разработавшей подобные технологии. После десятилетий выставки на открытом воздухе музея Национального управления по аэронавтике (Museo Nacional de Aeronautica) в Буэнос-Айресе в настоящее время последний прототип (единственный сохранившийся экземпляр проекта IAe 33 Pulqui II) хранится в музее аргентинского Национального управления по аэронавтике (Museo Nacional de Aeronáutica de Argentina) аргентинских ВВС на авиабазе Морон (Morón) и демонстрируется, наряду с IAe 27 Pulqui I. 

Тактико-технические характеристики : размах крыла - 10,62 м, общая длина - 11,68 м, площадь крыла - 25,10 м², общая высота - 3,5 м, вес пустого - 3554 кг, максимальный взлётный вес - 6700 кг, силовая установка - 1 ТРД тягой 2250 кг, максимальная скорость - 1080 км/ч, боевой радиус действия - 800 км, потолок - 15000 м, вооружение : 4 пушки 20-мм Hispano-Suiza HS.404 или Bofors Oerlikon.

 http://www.airwar.ru/ 

Комментариев нет:

Отправить комментарий