07/08/23

Опытный бомбардировщик Short SA.4 Sperrin (Великобритания. 1951 год).

После окончания Второй Мировой Войны британское правительство озаботилось созданием собственного бомбардировщика-носителя ядерного оружия. В конце 1948 года была выдана спецификация В.14/35 на такой самолёт, главным вооружением которого должны были стать первые, крупногабаритные ещё тогда ядерные бомбы, вес которых достигал 4500 кг, а длина почти 9 метров. Это были бомбы практически однотипные «Малышу» и «Толстяку», сброшенными Америкой на Хиросиму и Нагасаки. Спецификация страдала явно завышенными требованиями для первых реактивных самолётов с их ещё не отлаженной до конца аэродинамикой и довольно прожорливыми двигателями. Исходя из этого была выдана спецификации В.35/46 , по которой и создавался данный самолёт, явившийся предтечей бомбардировщиков серии «V» : «Вулкан», «Вэлиент» и «Виктор». В 1949 году, под эти требования фирма Short и начала проектирование бомбардировщика получившего внутрифирменное обозначении SA.4, к которому позднее, в 1954 году добавилось имя собственное «Sperrin» ...
Самолёт представлял из себя моноплан классической схемы, имел высокорасположенное крыло и однокилевое оперение. Фюзеляж строился по типу «монокок» из алюминиевых сплавов. Самолёт имел трёстоечное шасси с носовым колесом. Носовая стойка имела два колеса, а основные стойки были оснащены четырьмя колёсами. В связи с высокой посадочной скоростью мог использоваться тормозной парашют. Горизонтальное оперение имело поперечное V значением в 3° для того, чтобы на него не попадали струи реактивных двигателей.
Силовая установка должна была состоять из четырёх двигателей Avon RA.3 тягой по 2950 кг, которые были расположены в двух спаренных гондолах вертикально. Питание топливом производилось из четырнадцати крыльевых и восьми фюзеляжных баков общей ёмкостью 28150 литров. Экипаж самолёта имел численность в пять человек: два пилота, бомбардир, штурман и радиооператор. Катапультное кресло имел только командир, а остальные должны были покидать машину через люки. Оборонительного вооружения на самолёте не было. Устанавливался радиолокационный бомбовый прицел и имелось место для аппаратуры РЭБ.
Первый полёт опытный самолёт совершил 10 августа 1951 года. Из-за неготовности в срок планирующихся двигателей поначалу установили Avon RA.3 с чуть меньшей тягой-2720 кг. По отзывам испытателей Sperrin оказался достаточно легко управляемым , несмотря на то, что на нём использовалась ручная система управления. В 1952 году взлетели второй и третий опытные экземпляры на которых были уже установлены планирующиеся по проекту двигатели Avon RA.3.
На серийном самолёте должны были бы устанавливаться двигатели Rolls-Royce Avon RA.7 тягой по 3400 кг, но до серийного производства этой машины так и не дошло. Хотя испытания шли в полнее успешно, на вооружение самолёт не приняли в пользу программы бомбардировщиков серии «V», в ходе разработки которой безусловно были учтены наработки по «Сперрину».
Тактико-технические характеристики : размах крыла - 33,25 м, длина - 31,14 м, высота - 8,65 м, площадь крыла - 176 м², максимальный взлётный вес - 52200 кг, вес пустого - 33000 кг, тяга двигателей - 4 по 3400 кг, максимальная скорость - 910 км/ч, потолок - 13500 м, практическая дальность - 5000 км, вооружение : до 9000 кг бомб во внутреннем отсеке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий