11/09/23

Проект танка 14ТР (Польша. 1938 - 1939 год),

На завершающем этапе испытаний легкого танка 10ТР, когда следовало принять решение, надо ли строить эту машину серийно, большинство военных специалистов пришло к выводу, что колесно-гусеничный ход является излишеством. И если вспомнить историю эксплуатации аналогичных по классу советских танков БТ, то переход с одного типа движителя на другой осуществлялся не очень часто, а в боевых условиях колесный ход вообще не использовался. Кроме того, производство танков со смешанным ходом требовало больше времени. (Не ругайте БТ, господа. Они были отличными танками. Только создавались для другой войны. Не для той, в которой довелось участвовать). В итоге военные и конструкторы пришли к выводу, что польской армии требуется танк только с гусеничным шасси, что повлекло за собой приостановку работ над машиной 10ТР ...
В 1938 г. BBT Br.Panc Biurze Badaс Technicznych Broni Pancernych (Техническое Исследовательское Бюро Бронированных Вооружений) приняло на рассмотрение проект нового танка, названного 14ТР. Согласно техническому заданию толщина брони должна была составлять 10-35 мм, однако инженеры, используя часть "свободной" массы танка, увеличили этот показатель до 50 мм. Вместо американского двигателя American La France, оказавшегося недостаточно мощным, предполагалось установить польский, мощностью 300-400 л.с. Разработкой этой силовой установки занимались инженеры З.Ритл и Я.Вернер из отдела BS PZInz, но на тот момент двигатель ещё только проходил испытания и до его серийного выпуск было далеко. Тогда решили обратиться к зарубежным "двигателистам". Выбор был сделан в пользу 300-сильного немецкого Maybach, что выглядело весьма странно, особенно учитывая напряженные отношения между Польшей и Германией в тот период. Ходовая часть танка 14ТР, хотя и сохранила основные элементы от 10ТР, была модернизирована - в неё добавился один опорный каток. Известно по крайней мере два варианта 14ТР с "стандартной" и "удлиненной" базой шасси. Корпус и башня танка также были значительно переработаны в сторону более рационального расположения бронелистов. Вооружение 14ТР, как это ни странно, осталось прежним. В башне новой конструкции устанавливалась 37-мм пушка Bofors со спаренным 7,92-м пулеметом, в лобовом листе корпуса справа также располагался 7,92-мм пулемет. Боезапас мог составлять 80 снарядов и 2800 патронов. Очевидно понимая, что в современной войне 37-мм пушка будет недостаточной эффективной был разработан вариант с 47-мм польским орудием, имевшим весьма неплохие показатели по бронепробиваемости. По основным показателям 14ТР, которого поляки отнесли к "крейсерским", больше соответствовал средним танкам. К примеру, по скорости и бронезащите его вполне можно было сравнить с советскими танками А-20 и Т-32, но последние обладали более мощным вооружением. Что касается боевой эффективности, то 14ТР вполне бы мог противостоять не только легким танкам, но и более тяжелым машинам вроде немецкого Pz.Kpfw.IV.
К концу 1938 г. рабочие чертежи были готовы примерно на 60%, а в целом 14ТР получил более высокую оценку, чем его предшественник. К марту 1939 г. предполагалось построить первый прототип танка, но из-за отсутствия двигателя работа сильно задерживалась. Получить польский мотор в срок так и не удалось. Что касается "майбахов", которых планировали закупить 2 штуки, то немецкая сторона затянула переговорный процесс вплоть до сентября 1939 г. Начавшаяся война заставила прекратить работу над этим проектом, так что ни одного образца танка 14ТР построить не удалось. По всей видимости, последнюю точку в истории танка 14ТР поставили немцы. Захватив Польшу немецкая разведка весьма активно интересовалась работами танкостроительного КБ, в результате чего Абверу удалось захватить часть технической документации, которую поляки уничтожить не успели или не смогли. Среди прочего в списках нереализованных польских проектов значилась машина, которая проходила у немцев под обозначением "Polnischer Panzerkampfwagen T 39". Из описания к этому танку можно было сделать вывод, что этого скорее всего был 14ТР. 

Расчётные ТТХ : боевой вес - 14 т, экипаж - 4 человека, длина - 5400 мм, ширина - 2550 мм, высота - 2200 мм, клиренс - 400 мм, бронирование : лоб – 50 мм, борт – 35 мм, корма – 20 мм, башня – 35 мм; силовая установка - Maybach, карбюраторный, 12-цилиндровый, мощностью 300 л.с. при 2800 об\мин, скорость - 50 км/ч, запас хода - 130 км по бездорожью и 210 км по шоссе, вооружение : 1 пушка 37-мм или 47-мм (80 снарядов) и 2 пулемёта 7,62-мм (4500 патронов).

Комментариев нет:

Отправить комментарий