11/09/23

Проект истребителя "Dart Gluhareff" (США. 1939 год).

В мемуарах Москалева Александра Сергеевича “Голубая спираль” есть упоминание о революционных разработках треугольного истребителя, некого русского Глухарева в Америке. Шавров В.Б. в своей “История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.” так описывает эту историю: "В 1937 году советская разведка сообщила, что в США, в фирме Сикорского, русский эмигрант Михаил Глухарёв начал разработку "треуголки" с толкающим винтом" ...
До Сталина дошла информация о теоретических работах над крылом необычной формы русского эмигранта Глухарева в Америке. Москалеву предписывалось в кратчайшие сроки разработать аналог этого самолета - "Сигма", осуществить его постройку в ОКБ-31 и провести летные испытания”. “Примерно в то же время в США другой талантливый русский инженер M.E. Глухарев, соратник И.И. Сикорского и главный инженер его фирмы, предметно изучал аэродинамику стреловидного и треугольного крыльев. Результатом изысканий стало создание им в 1939 году истребителя-бесхвостки с треугольным крылом. Все эти проекты имели перспективную направленность, так как преимущества данной аэродинамической схемы проявлялись полной мере только на транс- и сверхзвуковых скоростях, которые в то время можно было получить лишь в аэродинамических трубах.” Кто этот Глухарев и как выглядел его проект? Информации по проекту крайне мало. Есть только расчётные ЛТХ : скорость - 805 км/ч, потолок - 10000 м, дальность полета - 1800 км, вооружение - шесть 12,7 пулеметов (боезапас 400 патронов на ствол).
Судя по рисунку, Глухарев в своем невероятном проекте, объединил сразу несколько инновационных и нестандартных решений, действительно революционных для авиации того времени:

1. Схема летающее крыло;
2. Безхвостовая схема;
3. Крыло с большим углом стреловидности;
4 .Шасси с носовым колесом;
5. Соосные винты.
6. Расположение двигателя в центре масс самолета.

Нет информации рассматривался ли данный проект ВВС США. Но если он и рассматривался, то он явно был отклонен как излишне сложный и фантастичный. Он просто превзошел свое время на десяток лет. Интересным фактом является то, что советская разведка знала о нем еще в процессе создания эскизов. Что само по себе, очень интересный факт, наводящий на размышления. В любом случае. этот крайне передовой и альтернативный проект, ни чем реальным не закончился.Фокус интересов Глухарева, как конструктора переместились на другую революционную тему - вертолеты.

Глухарёв Михаил Евгеньевич (17.9.1892 – 1967). Русский военный инженер и летчик. Американский авиаконструктор и изобретатель. Родился в Петербурге.

1910 – окончил коммерческое училище и поступил в Политехнический институт. Увлекался автогонками, яхтами, лыжами.
1911 – построил и сам испытал балансирный планер.
1914 – с началом Первой мировой войны перешёл в Николаевское ИУ.
1916 – окончил Николаевское ИУ.
1917 – курсант Гатчинской авиашколы. Не дожидаясь диплома военного лётчика, уехал на фронт.
Участник Первой мировой войны. До полного развала армии успел совершить несколько боевых вылетов. Участник Белого движения. В Гражданскую войну воевал у Деникина. Пробовал себя в боевых действиях не только как пилот, но и как водитель танка. Попал в плен к красным, чудом бежал и пробрался в Финляндию, куда заранее переехала его семья. Углубленно занимался аэродинамикой.
В начале 1920-х – спроектировал, построил и облетал несколько планеров и экранолётов, экспериментально подтвердив расчёты.
К 1924 – понял, что в Финляндии не сможет реализовать свои идеи, вместе с братом перебрался в США к И.И. Сикорскому (1924). «Фирма Сикорского – это русская компания, где работали русские специалисты. Среди них были и петербуржцы. Могу назвать, например, братьев Глухаревых – Михаила и Сергея. До революции они были очень удачливыми и богатыми купцами, имели дом в Финляндии. Старший, Михаил Евгеньевич, был правой рукой отца как инженер и конструктор. Младший, Сергей Евгеньевич, имел организаторский талант и был руководителем инженерного отдела». (Из интервью сына И.И. Сикорского.)
1925 – Сикорский стал вице-президентом компании «Сикорский Мэньюфекчуринг Корпорейшн». Сняв с себя значительную часть административного груза, конструктор смог уделять больше внимания технической стороне дела. Для начала они вместе с Сикорским спроектировали новое крыло для легкого самолета «Дженни» — JN-4D, который без предупредительных признаков срывался в штопор. Новое крыло значительно улучшало пилотажные свойства. Машина стала простой в управлении и надежной в эксплуатации. Теперь самолет использовался даже для первоначального обучения. Сикорский сразу поддержал первые идеи Глухарёва: создать высокоэффективное универсальное крыло и обеспечил ему все необходимые условия. Новое крыло дало возможность значительно увеличить грузоподъёмность и при этом повысить скорость Фирма Сикорского сразу же получила заказ на дюжину крыльев GS-1 (Глухарёв-Сикорский 1). После этого успеха Глухарёв официально стал главным инженером. Все крылья самолётов Сикорского, начиная с S-31 по S-42, строились именно с этим профилем.

В 1930-е – начал проработку стреловидного и треугольного крыла, на 15-20 лет опередив своё время.
1939 – создал проект бесхвостого истребителя с треугольным крылом.
1942 – избран членом Учёного совета Института аэронавтики. На вертолётном поприще за ним числится 12 патентов. Самой значительной его разработкой были взаимозаменяемые металлические лопасти несущего винта.
1948 – Американское вертолётное общество преподнесло сертификат за «Значительный вклад в развитие винтокрылых летательных аппаратов».
1954 – оно же вручило медаль Александра Клемина «За выдающиеся достижения в улучшении винтокрылых летательных аппаратов».
1957 – выдающийся специалист Америки по аэродинамике несущих поверхностей после ухода главного конструктора на пенсию заменил его на этой должности.
1960 – ушёл на заслуженный отдых.

Комментариев нет:

Отправить комментарий