21/09/23

Проект тяжёлого гидросамолёта "Принцесса" Г.М.Бериева (СССР. 1949 год).

Характерной особенностью довоенного и военного периода развития отечественной гидроавиации было хроническое отставание от Запада по тоннажу, скорости и дальности полета. Особенно остро этот вопрос встал в первые послевоенные годы, годы начала «холодной войны». Реактивная сухопутная авиация делала свои первые шаги, реактивных морских самолетов еще не было в проектах, а сложная политическая и военная обстановка конца сороковых годов требовала создания поисково-ударных гидросамолетов с большой дальностью полета и способностью барражировать над морем, не опасаясь вынужденной посадки на него. Цель создания таких гидросамолетов была очевидной – поиск и уничтожение надводных и подводных кораблей противника ...
Бурное и качественное развитие подводного флота противника, оснащение подводных лодок ракетным оружием, а затем, несколько позднее, и ядерным, делало вопрос создания ударных гидросамолетов делом первостепенной важности.

Предварительный проект большой патрульной летающей лодки, подобной английской S.R.45 «Princess», был разработан конструкторами ОКБ Г. М. Бериева в инициативном порядке в 1949 г.
Характерной особенностью лодки являлся ее фюзеляж – он имел в сечении восьмерку, так называемый «дабл бабл», – «двойной пузырь». Аналогичные фюзеляжи имели американский «Стратокрузер» (Боинг Модель-377) и упомянутая английская лодка «Принцесса».

По внешнему виду «Принцесса» Г. М. Бериева выглядела гораздо более элегантнее и имела более широкие функциональные возможности. Геометрические и массовые характеристики превосходили S.R.45 почти в полтора раза.

В объяснительной записке, направленной в МАП, к проекту патрульной летающей лодки с шестью турбовинтовыми двигателями ВК-2, Г. М. Бериев писал:

Летающая лодка с шестью турбовинтовыми двигателями ВК-2 предлагается для использования в Авиации Военно-Морских Сил Союза ССР.

А. Назначение лодки

1. Патрульная служба в открытом море и противолодочные операции.
2. Дальняя разведка в открытом море.
3. Транспортные и десантные операции.
4. Постановка минных заграждений.
5. Бомбардировочные операции.
6. Высотное торпедометание.

Б. Схема летающей лодки

Летающая лодка представляет собой свободнонесущий моноплан с однокилевым вертикальным оперением и со свободнонесущим горизонтальным оперением.

Турбовинтовые двигатели ВК-2 расположены в носке крыла снабжены тянущими шестилопастными автоматическими винтами.

Для обеспечения поперечной остойчивости на плаву летающая лодка снабжена неубирающимися подкрыльными поплавками; на случай повреждения последних на концах крыла установлены поплавки обтекаемой формы, которые служат и в качестве баков для горючего.

В. Экипаж летающей лодки

Экипаж летающей лодки состоит из 12 человек: двух летчиков, штурмана-бомбардира, двух борттехников, оператора радиолокационной станции, бортрадиста и пяти стрелков.

Девять человек из экипажа: летчики, штурман-бомбардир, борттехники, оператор, бортрадист и двое стрелков размещаются в носовой части лодки, в общей герметичной кабине. Трое стрелков размещаются в герметичной кабине, расположенной в хвостовой части лодки.

Летчики размещаются в верхней части носовой кабины лодки.

Кабина имеет фонарь, обеспечивающий летчикам обзор вперед, вверх, в стороны, назад и, ограниченный, вниз. Летчики сидят рядом. Управление лодкой двойное.

Штурман размещается в передней носовой части кабины лодки. Для обеспечения обзора, кабина штурмана достаточно остеклена. Наряду со своими основными обязанностями, штурман выполняет обязанности бомбардира.

Оператор радиолокационной станции и бортрадист размещаются в средней части носовой кабины; оператор помещается в отдельной кабинке. Два стрелка, обслуживающие прицельные станции бортовых пушечных установок, также находятся в средней части носовой кабины лодки.

Два борттехника размещаются в задней части носовой кабины. Каждый из них ведет в полете наблюдение за приборами, контролирующими работу трех двигателей и корректирует работу этих двигателей. Для наблюдения за установками двигателей в полете, в бортах лодки имеются иллюминаторы.

Три стрелка размещаются в хвостовой кабине лодки; два из них обслуживают прицельные станции бортовых пушечных установок, а третий обслуживает кормовую пушечную установку.
В отсеках лодки может перевозиться десант в количестве 150 человек с личным оружием, боеприпасами и личными вещами.
Г. Вооружение летающей лодки

Стрелковое вооружение летающей лодки состоит из 11пушек калибра 23 мм, размещенных в пяти пушечных установках: четырех бортовых и одной кормовой.

Каждая бортовая установка представляет собой ограниченно подвижную электрофицированную башню с двумя пушками НР-23 и дистанционным управлением.

Башня обеспечивает круговой обстрел в полусфере, за исключением зон расположения крыла, двигателей, оперения и поплавков. Боезапас бортовой пушечной установки – 200 патронов на каждый ствол.

Для управления каждой бортовой пушечной установкой имеется отдельная прицельная станция с автоматическим прицелом АСП-3П; при этом обеспечивается дублированное управление задними бортовыми прицельными станциями кормовой пушечной установкой.

Кормовая электрофицированная установка под три пушки НР-23 имеет конус обстрела назад 60о. Управление кормовой пушечной установкой осуществляется станцией с автоматическим прицелом АСП-3П, расположенной непосредственно на пушечной установке. боезапас кормовой пушечной установки – 200 шт. патронов на каждый ствол.

Бомбардировочное вооружение летающей лодки допускает подвеску бомб или мин общим весом до 24 000 кг. Часть бомб калибра до 1500 кг подвешивается в двух отсеках лодки, а часть бомб калибра до 9000 кг подвешивается под крылом.

Основные варианты подвески и размещения бомб:
– 2 ФАБ-9000, под крылом;
– 6 ФАБ-3000, под крылом;
– 16 ФАБ-1500, в отсеках лодки;
– 20 ФАБ-500, в отсеках лодки и 6 ФАБ-500 под крылом.
Вместо бомб могут подвешиваться мины и высотные торпеды в следующих вариантах:
– 16 мин А-3, в отсеках лодки; 4 мины А-3 под крылом;
– 16 мин А-1, в отсеках лодки, 6 мин А-1 под крылом;
– 16 мин АМД-500, в отсеках лодки, 6 мин АМД-1000 под крылом;
– 6 торпед 45-36АВА, под крылом.

Д. Оборудование летающей лодки

На летающей лодке устанавливается пилотажно-навигационное оборудование новейших образцов, включая электрический автопилот АП-5 и аппаратуру дальней навигации «Меридиан».

В радиооборудование входит следующее: радиостанция дальней связи РСБ-Д, радиостанция ближней связи РСИУ-3, радиокомпас АРК-5, высотомер малых высот РВ-10, аппаратура слепой посадки «Материк», аварийная радиостанция и внутрисамолетное переговорное устройство СПУ-14.

Радиолокационное оборудование состоит из следующих установок: радиолокатора «Галс», опросчика опознавания «магний» и ответчика опознавания «Барий».

Фотооборудование состоит из фотоаппарата для дневной плановой съемки АФА-33, фотоаппарата для ночной аэрофотосъемки НАФА-3с, двух фотоаппаратов для перспективной аэрофотосъемки АФА-БА и фотоаппарата КС-50Б.

Кабины лодки, служащие для размещения экипажа и десанта – герметичные. Наддув герметичных кабин осуществляется при помощи нагнетателей, установленных на двигателях. Кабины оборудованы приборами, необходимыми для высотных полетов. Обогрев кабины осуществляется бортовыми обогревателями БО-40. Кабины экипажа имеют тепло- и звукоизоляцию.

Противообледенительные устройства летающей лодки обеспечивают защиту от обледенения остекления кабин, винтов и передних кромок крыла и оперения.

Один из герметичных отсеков лодки снабжается бытовым оборудованием: койками для отдыха экипажа, электроктроплитой и шкафами для бортового пайка, посуды и верхней одежды.

Е. Силовые установки летающей лодки

На летающую лодку устанавливаются шесть турбовинтовых двигателей ВК-2 с автоматическим шестилопастными винтами.
Основные данные двигателя и винта.
1. Взлетная и номинальная мощность одного двигателя 4200 л. с. + 600 кг тяги.
2. максимальное число оборотов двигателя 9000 об/мин.
3. Максимальное число оборотов винта 1080 об/мин.
4. Диаметр винта 4,8 м.
Мягкие баки для горючего общей емкостью 60 000 л в основном, расположены в крыле.

Ж. Летно-технические данные

1. Нормальный полетный вес 100 000 кг.
2. Полетный вес при перегрузке 110 000 кг.
3. Площадь крыла 300 кв. м.
4. Максимальная скорость полета на высоте 8000 м 610 км/ч.
5. Нормальная техническая дальность полета на высоте 10 000 м при крейсерской скорости 514 км/ч 6670 км.
6. Максимальная техническая дальность полета на высоте 8000 м при крейсерской скорости 500 км/ч 7500 км.
7. Практический потолок 11 200 м.
8. Время подъема на высоту 5000 м 7,7 мин.
9. Посадочная скорость с отклоненными закрылками 175 км/ч.
З. Конструкция летающей лодки

Летающая лодка цельнометаллической конструкции. основной материал – листовой дюралюмин и прессование профили. В наиболее нагруженных элементах конструкции применяется материал В-95. Клепка обшивки летающей лодки – потайная.

Крыло однолонжеронной схемы, состоит из лонжеронов кессоного типа, ферменных нервюр и работающей обшивки. Центроплан и консоли крыла собираются из отдельных съемных частей: носка, лонжерона, хвостовых частей, закрылков и элеронов Щелевые закрылки и элероны снабжены аэродинамической компенсацией; элероны, кроме того, триммерами.

Лодка двухпалубная. поперечное сечение лодки выбрано в соответствии с требованиями герметизации. Корпус лодки двухреданный, с углом поперечной килеватости на первом редане 30 град. и углом продольной килеватости межреданной части 7 градусов.

Изготовляется лодка из дюралиминиевых листов и прессованных профилей. Лодка состоит из набора шпангоутов, килевой балки, стрингеров и дюралюминиевой обшивки.

Система переборок с герметичными дверями обеспечивает непотопляемость лодки в случае затопления одного из отсеков лодки. Для покидания в воздухе летающей лодки членами экипажа и для высадки десанта в кабинах имеются бортовые люки.

Для погрузки грузов больших габаритов в верхней части лодки имеется специальные люки.
Вертикальное оперение летающей лодки однокилевое, горизонтальное оперение – свободнонесущее. Стабилизатор жестко закреплен на лодке. Руль высоты и руль направления имеют весовую и аэродинамическую компенсацию и снабжены триммерами.

Гондолы двигателей состоят из двух частей: передняя часть съемная, а задняя входит в конструкцию крыла. Боковые крышки капота передней части гондолы двигателя при стоянке летающей лодки откидываются в стороны и служат в качестве площадок для работы борттехников на двигателях.

Управление летающей лодки смешанное: из жестких тяг и тросов. В систему управления летающей лодкой включены гидравлические бустеры, обеспечивающие в полете нормальные нагрузки на рычаги управления. Управление закрылками – гидравлическое.

Главный конструктор и директор завода № 49 МАП
Бериев Г. М.

Проект не был осуществлен. Во-первых, КБ было сильно загружено запуском в серию летающей лодки Бе-6, ее совершенствованием, разработкой и внедрением новых модификаций.

Во-вторых, появились уже чертежи реактивной лодки Р-1, совершившей первый полет в 1952 году. Стало ясно со всей очевидностью – время тихоходных летающих лодок-гигантов прошло и функции океанских патрульных лодок будут выполнять машины с реактивными двигателями. Аналогичную летающую лодку разрабатывали в ОКБ-156 А. Н. Туполева (проект 504), котороя по тем же причинам не получила развития (Прим. Ну и где у нас "реактивные океанские лодки"?! Ау ... Признайте ошибку в отказе от подобных проектов, товарищи).

КРАТКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Летающая лодка представляет собой свободнонесущий моноплан с однокилевым вертикальным оперением и со свободно несущим горизонтальным оперением.

Экипаж состоит из двенадцати человек: двух летчиков, штурмана-бомбардира, двух борттехников, оператора РЛС, бортрадиста и пяти стрелков.

В отсеках лодки может перевозиться десант в количестве 150 человек.

Фюзеляж – лодка цельнометаллической конструкции, двухпалубная. Лодка двухреданная. Система переборок с герметическими дверями обеспечивает непотопляемость в случае затопления одного из отсеков.

Для покидания в воздухе летающей лодки членами экипажа и для высадки десанта, в кабинах имеются бортовые люки.

Для погрузки грузов больших габаритов, в верхней части лодки имеются специальные люки.
Кабины экипажа и десанта - герметические. Наддув гермокабин осуществляется при помощи нагнетателей, установленных на двигателях.

Обогрев кабин осуществляется бортовыми обогревателями БО-40.

Крыло – однолонжеронной схемы, состоит из лонжерона кессонного типа, ферменных нервюр и работающей обшивки.

Центроплан и консоли крыла собираются из отдельных съемных частей: носка, лонжерона, хвостовых частей, закрылков и элеронов.

Щелевые закрылки и элероны снабжены аэродинамической компенсацией, элероны кроме того снабжены триммерами.

Для обеспечения поперечной устойчивости на плаву летающая лодка снабжена неубирающимися подкрыльевыми поплавками, на случай повреждения последних, на концах крыла установлены поплавки обтекаемой формы, которые так же служат баками для горючего.

Хвостовое оперение однокилевое, свободнонесущее. Руль высоты и руль направления имеют весовую и аэродинамическую компенсацию и снабжены триммерами.

Силовая установка состоит из шести турбовинтовых двигателей ВК-2 с автоматическими шестилопастными винтами.

Топливная система. Топливо размещается в мягких баках, общей емкостью 60 000 л, основная часть которых расположена в крыле, часть в лодке.

Система управления смешанная: из жестких тяг и тросов. В систему управления включены гидравлические бустеры, обеспечивающие в полете нормальные нагрузки на рычаги управления. Управление закрылками – гидравлическое.

Противообледенительная система. Противообледенительное устройства летающей лодки обеспечивают защиту от обледенения остекления кабин, винтов и передних кромок крыла и оперения.

Пилотажно-навигационное оборудование новейших для того времени образцов, включая электрический автопилот АП-5 и аппаратуру дальней навигации «Меридиан».

Радиоэлектронное оборудование: радиостанция дальней связи РСБ-Д, радиостанция ближней связи РСИУ-3, радиокомпас АРК-5, радиовысотомер малых высот РВ-2, радиовысотомер больших высот РВ-10, аппаратура слепой посадки «Материк», аварийная радиостанция и внутрисамолетное переговорное устройство СПУ-14, РЛС «Галс», опросчик опознавания «Магний», ответчик опознавания «Барий».
Фотооборудование состоит из фотоаппарата для дневной плановой съемки АФА-33, фотоаппарата для ночной съемки НАФА-3с, двух фотоаппаратов для перспективной съемки АФА-БА и фотоаппарата КС-50Б.

Бытовое оборудование. Один из герметических отсеков лодки снабжается бытовым оборудованием: койками для отдыха экипажа, электроплитой и шкафами для бортового пайка, посуды и верхней одежды.

Вооружение. Стрелковое вооружение состоит из 11 пушек НР-23 калибра 23 мм, размещенных в пяти огневых установках – четырех бортовых и одной кормовой.

Летающая лодка может нести бомбы, мины или торпеды общим весом до 24000 кг. Часть боевой нагрузки калибром до 1500 кг подвешивается в двух отсеках лодки, а часть калибром до 9000 кг – под крылом.

На летающей лодке устанавливаются прицелы ОПБ-5СН и ПП-1.
Основные расчётные ТТХ :


Тип патрульная лодка
Год 1949
Экипаж / десант 12/150
Двигатель ВК-2
Мощность, л. с. 6х4200

Длина самолета, м 42,8
Высота самолета, м 15,7
Размах крыла, м 60,0
Площадь крыла, кв.м 300,0

Масса топлива и масла, кг 60000
Масса полезной нагрузки, кг 24000
Масса полетная, кг 110000

Скорость максимальная у воды, км/ч 610

Скорость посадочная, км/ч 175 

Потолок практический, м 11200
Дальность полета, км 7500

Автор- К. Удалов. "Авикопресс".

Комментариев нет:

Отправить комментарий