15 октября 1951 года вышло правительственное Постановление № 3969—1815, предусматривавшее проведение опытно-конструкторских работ по двум типам управляемых авиабомб в фугасном снаряжении — УБ-2000Ф «Чайка» и УБ-5000Ф «Кондор» массой соответственно 2 и 5 т. Кроме того, этим Постановлением предусматривались проработки по бронебойной бомбе УБ-2000Б, которые в дальнейшем были прекращены после выхода 27 ноября 1953 г. Постановления № 2856—1213, уточняющего задачи и сроки разработки управляемых авиабомб. По-видимому, отказ от разработки бронебойной авиабомбы был связан с наметившимся оснащением кораблей потенциального противника принципиально новыми высокоэффективными средствами ПВО. В условиях противодействия корабельных зенитных ракетных комплексов затруднился выход самолёта на рубеж бомбометания на средних и больших высотах. Более эффективным противокорабельным оружием представлялись уже разработанные к тому времени первые советские авиационные противокорабельные ракеты КС («Комета») ...
В качестве прототипа была взята немецкая бомба "Фриц-X". Основными носителями для УБ-2000Ф «Чайка» рассматривался Ил-28, для «Кондора» — Ту-16, а на первых порах — Ту-4. Технический облик управляемых бомб в основном определился в ходе предварителышх проработок еще до принятия первого Постановления. Конструктивно первая советская управляемая бомба унаследовала от «Фрица» только Х-образное исполнение крыльев и использование интерцепторов для управления полетом. Принятое расположение крыльев было вполне естественным для размещаемого на внешней подвеске летательного аппарата с примерно одинаковым уровнем потребного маневра как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, что обусловило его применение на большинстве управляемых авиационных ракет. В отличие от «Фрица», советская бомба оснащалась треугольными крыльями с большой стреловидностью по передней кромке, что снижало потери дальности и скорости полета носителя с подвешенной управляемой бомбой, крылья были выполнены из дюралюминиевых плит и крепились на болтах к кронштейнам на корпусе боевой части — в отличие от неудобных в эксплуатации приваренных к корпусу крыльев немецкой бомбы. Установленные на задних кромках крыльев интерцепторы управления по крену работали в режиме «да—нет».
Также изготовленное из дюралевых плит хвостовое оперение УБ-2000Ф «Чайка» было выполнено по двухкилевой схеме и выгодно отличалось от немецкого аналога в части удобства размещения под фюзеляжем самолёта. По два интерцептора по каналам курса и тангажа работали в колебательном режиме, поочередно отклоняясь в противоположные стороны с частотой 5 Гц — той же, что и в немецкой системе «Кель-Страсбург». На обеих законцовках стабилизатора размещались трассеры красного огня яркостью по 500 ООО свечей с продолжительностью работы не менее 83 с.
Корпус бомбы УБ-2000Ф «Чайка» состоял из боевой части и хвостового отсека с аппаратурой управления и стабилизации. Стальной корпус боевой части включал соединенные сваркой литую головную часть оживальной формы, основную цилиндрическую часть и коническое дно с закрываемым крышкой люком для заливки тротила. На цилиндрической части корпуса крепились два запальных стакана под взрыватели АВ-139, две бобышки подвески к носителю и по одному кронштейну для крепления каждого крыла. Хвостовой отсек состоял из сварного тонкостенного конуса и концевой части из двух литых полуцилиндров. В хвостовом отсеке размещались приемник одного из трех частотных диапазонов (К-4, К-6 или К-7) и усилитель-дешифратор К-21 аппаратуры командного радиоуправления КРУ-УБ, а также блок управления БУ-2. В блок БУ-2 входили разработанный ОКБ-122 автопилот АП-59 с гиродатчиком крена ДК-8Ф, батарея 14СБ-40У, вторичные источники электропитания ПАГ-1Ф и УС-80Ф, коммутационный блок БР-2. Размещаемая на носителе аппаратура КРУ-УБ использовала передатчик непрерывного излучения с времяимпульсной модуляцией. Для управления конкретной «Чайкой» задействовалась только одна длина волны из 600 располагаемых, а еще на двух частотах передача велась только для дезинформации средств радиоэлектронной борьбы противника. На самолете устанавливались три передатчика — К-14, К-16 и К-17 для работы в двух метровых (I и II) и дециметровой (III) группах диапазонов волн. Сигнал на передатчики поступал через шифратор К-13 с командодатчика К-26, присоединенного к специальному оптическому прицелу ОПБ-2УП, разработанному ЦКБ-589 МАП.
В качестве основного метода наведения был принят простейший так называемый трехточечный способ, при котором штурман самолёта-носителя отклонением ручки (кнюпеля) на блоке командодатчика стремился удержать «Чайку» на линии «самолет—цель», огни трассеров должны были наблюдаться на фоне цели в окуляре прицела. Характер движения УБ-2000Ф «Чайка» с ее развитыми аэродинамическими поверхностями мог существенно отличаться от близкой к параболе траектории падения обычной авиабомбы. При отсутствии команд наведения при полете с задействованным автопилотом она просто планировала бы по наклонной прямой, удерживаясь ниже линии «самолет—цель». Поэтому началу наведения по методу "трех точек" предшествовал участок программного выведения «Чайки» на линию «самолёт—цель». На этом участке штурман при помоши кнюпеля старался совместить наблюдаемые огни трассеров «Чайки» с подвижным индексом, перемещаемым по заранее выработанной временной программе в поле зрения прицела 0ПБ-2УП. Поскольку скорость «Чайки» была заведомо меньше, чем у самолёта, наведение по методу "трех точек" можно было осуществить только после пролета носителя над целью, когда управляемая бомба, выполнив программный разворот на пикирование, оказывалась в задней полусфере самолёта.
В результате траектория движения бомбы приобретала характер довольно изящной фигуры почти самолетного пилотажа. При полете носителя на высоте 7 км она сбрасывалась на удалении 2,6 км от цели, пролетала вперед более 4 км, а затем возвращалась к цели, поражая ее к тому моменту, когда самолёт уже уходил на 5 км от объекта бомбометания. При этом наклонная дальность от самолёта до цели увеличивалась до 9 км — успешность бомбометания явно зависела от должной прозрачности атмосферы. Кроме чувствительности к метеоусловиям, эта схема боевого применения несла в себе и другой органический недостаток — для завершения наведения и поражения цели самолёт должен был как по ниточке пройти по прямой всю зону огня непосредственно прикрывающей цель зенитной артиллерии, в то время как взаимозависимость носителя и обычной бомбы прерывалась в момент раскрытия замков бомбодержателей.
Постановлением от 1 декабря 1955 г. №2000-1070 первая советская управляемая бомба УБ-2000Ф была принята на вооружение под шифром УБ-2Ф (4А-22). Самолеты Ту-16 могли нести по две УБ-2Ф на подкрыльевой подвеске, а Ил-28 — одну под фюзеляжем. В 1956 г. предусматривался выпуск установочной партии в 120 управляемых бомб и переоборудование 12 Ил-28 в носители этого управляемого вооружения. По оценкам специалистов полигона, для поражения цели размером 30x70 м требовалось применение двух-трех «Чаек», заменявших 168 неуправляемых ФАБ-1500.
Постановление от 1 декабря 1955 г, предусматривало также разработку усовершенствованного варианта УБ-2Ф — «Чайки-2», оснащенной тепловой головкой самонаведения. Основное конструктивное отличие «Чайки-2» от прототипа состояло в размещении впереди боевой части довольно громоздкой тепловой головки самонаведения 0-1-54. Чувствительность этой головки была довольно низкой, соответствующей применению только по таким мощным источникам теплового излучения, как металлургические заводы, коксохимические предприятия, тепловые электростанции и корабли. После сброса с самолёта бомба сперва осуществляла автономный полет с переходом к планированию в направлении цели, а затем после захвата цели ГСН — самонаведение. При установке головки самонаведения отказались от применения командной радиолинии, так что масса бомбы увеличивалась всего на 50 кг, а ее длина — на 220 мм. Были также выполнены проектные проработки по «Чайке-3» — варианту бомбы с пассивной радиолокационной головкой самонаведения ПРГ-10В, предназначенному для поражения радиолокаторов и станций постановки активных помех противника.
Технические характеристики УБ-2000Ф «Чайка» / УБ-2ФГабариты, мм:
длина - 4730
диаметр корпуса - 600
размах оперения - 2100
Масса, кг 2240
Масса боевой части, кг 1795
Скорость носителя, км/ч 400-1200
Диапазон высот применения, км 5-15
Комментариев нет:
Отправить комментарий