20/09/23

Проект истребителя VEF Irbitis I-19 (Латвия. 1940 год).

В 1940 году латвийский инженер Карлис Ирбитис создал свой последний проект - скоростной истребитель I-19. Эта разработка коренным образом отличалась от всех предыдущих самолётов и позволяла выйти латвийской истребительной авиации (в случае успеха проекта) на высший мировой уровень. По схеме I-19 представлял собой свободнонесущий моноплан с рядным двигателем, убираемым шасси и кабиной пилота полностью закрываемой каплевидным фонарём ...
Вооружение I-19 должно было состоять из четырех 7,92-мм пулеметов в крыле. Предполагалось, что истребитель сможет развить скорость порядка 650 км/ч на расчетной высоте. Командование ВВС Латвии отнеслось к проекту Ирбитиса с большим вниманием и вскоре было принято решение сосредоточить все усилия именно на нём, как наиболее перспективном. Сейчас трудно сказать, на какой именно стадии находился проект I-19, когда в июне 1940 года Советский Союз захватил Латвию. Ирбитис, не желавший работать при советском строе, эмигрировал за границу, а вот что стало с проектной документацией до сих пор не ясно.
Иногда можно встретить утверждения, что в 1941 году советский конструктор Лавочкин использовал наработки латвийского коллеги при создании опытного истребителя ЛаГГ-5 (ЛаГГ-3М-82), но пока эти утверждения находятся  (по понятным причинам) на уровне гипотезы. Впрочем, проект Ирбитиса в любом случае является весьма ннтересным и сложись история по другому ВВС Латвии в 1941 году летали бы не на архаичных "Gladiator", а на самых современных истребителях I-19, пусть их расчетные характеристики и были частично завышены.
Но больше всего дискуссий развернулось вокруг его силовой установки. На тех или иных ресурсах ходило много версий, домыслов и предположений. Больше всего сведений сходилось на том, что Ирбитис собирался оснастить свой самолёт четырьмя, соединёнными в один блок моторами малой мощности. Скорее всего потому, что двигателя подходящей мощности Латвия тогда достать не могла. Писали про de Havilland Gipsy Six II, про Walter Sagitta I-SR и многие другие. Но. Потом появились сведения, что в силовом блоке было 36 цилиндров и примерная общая мощность оного была в районе 1470 л.с. Уже как бы концепция "четыре в одном" не вяжется, потому, что получается по 9 цилиндров в каждом движке ... sapienti sat. Следуем дальше. В книге Ирбитиса "Of Struggle and Flight : The History of Latvian Aviation" есть намёки на то, что в качестве двигателя для этого самолёта он видел американский Ranger V-770 : двенадцатицилиндровый, мощностью 520 л.с. И силовая установка была не счетверённой, а строенной. Тогда и 36 циллиндров и общая мощность соответствуют. Более того : был обнаружен чертёж данной силовой установки и назывался этот проект MI-02.
Я думаю, что так оно скорее всего и было ибо это объясняет не только цифры, но и вид носовой части самолёта, встречающийся на всех попадавшихся мне рисунках и чертежах данного проекта.
Также были найдены сведения, что в случае, если бы началось крупносерийное производство его машины, Ирбитис предполагал использование в качестве силовой установки американского двигателя Allison V-1710.
Это был широко распространённый двигатель, развивавший мощность 1150 л.с. и использовавшийся на многих американских самолётах.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий