08/09/23

Опытная лёгкая гаубица "Hawkeye" (США. 2011 год).

1) На прошедшей в октябре ежегодной выставке Ассоциации армии США (AUSA - Association of the US Army) широкой аудитории впервые была представлена легкая артиллерийская система Hawkeye. По сути это современная 105-мм гаубица, обладающая пониженным усилием отдачи. Данное орудие было установлено на платформе военного грузовика Mack. Представленная система практически не имеет конкурентов по таким показателям как тактическая мобильность, огневая мощь, стратегическая развертываемость, командование и управление. Благодаря своей низкой массе и пониженной отдаче данное орудие может устанавливаться на колесных, гусеничных, водных и даже авиационных платформах ...
Новинка была представлена американской фирмой Mandus Group на стенде Mack Trucks, так как орудие было смонтировано на платформе военного грузовика Mack. Представленное орудие Hawkeye – это легкая, модульная, высокопроизводительная 105-мм гаубица, которая предназначена для установки на различных типах боевых платформ. Благодаря использованию при ее создании новейших технологий, данная гаубица способна установить новые стандарты для современной легкой артиллерии. В настоящее время Hawkeye может стать отличной альтернативой для таких образцов вооружений как 120-мм минометы, 106-мм безоткатные орудия или стандартные 105-мм артиллерийские системы, благодаря такому показателю как стоимость поражения цели с первого выстрела. Легкая гаубица вобрала в себя новаторскую модульную конструкцию. Благодаря низкой силе отдачи и низкой массе она может устанавливаться на широком спектре военной техники, это означает, что подобная система может быть развернута на суше, воде и в воздухе способами, которые для военных были недоступны. В модульной, легкой и компактной гаубице Hawkeye реализована технология пониженной отдачи (soft recoil – мягкая отдача). Данная технология обеспечивает снижение нагрузки и позволяет использовать более легкие материалы, которые на 50% легче, чем при применении стандартных систем отдачи. Такая гаубица обладает серьезным эргономическим преимуществом, сохраняя удобный доступ к казенной задней части орудия при любых углах наведения, что позволяет с легкостью пользоваться имеющимися стандартными 105-мм натовскими боеприпасами. Цифровая автоматизированная СУО и полуфиксированные 105-мм боеприпасы позволяют добиться быстрого заряжания и минимального времени до производства первого выстрела. Помимо этого легкая гаубица размещается на достаточно легкой транспортной платформе, которая обеспечивает ведение огня во всех направлениях. Гаубица гораздо менее требовательна к уровню материально-технического обеспечения, по сравнению с традиционными 105-мм орудиями, что связано с простотой ее конструкции, которая также позволяет уменьшить время обслуживания и снизить численность ее расчета.
Гаубица представленная на октябрьской выставке в США – это современное возрождение технологии, которая уже была одобрена американской армией в 70-е годы прошлого века, но так и не пошла в серийное производство. Так называемая пониженная отдача применяется для уменьшения силы отдачи гаубицы, за счет придачи встречного ускорения откатывающимся частям орудия перед непосредственным воспламенением заряда. Благодаря этой технологии силу отдачи удается уменьшить на 70%, что в свою очередь приводит к сокращению нагрузки на лафет через цапфы, позволяя существенно уменьшить общий вес гаубицы. В самом начале цикла пониженной отдачи, все откатывающиеся части орудия находятся в позиции на середине длины ствола. В таком положении они удерживаются под давлением застопоренного рекуператора, заполненного азотом. В тот момент, когда ручка спуска опускается (происходит выстрел), стопор рекуператора освобождается и масса откатывающихся частей орудия, включая ствол, начинает свое движение вперед. Специальный датчик контролирует скорость и движение этих деталей, и в тот момент, когда он достигают определенной скорости, происходит воспламенение заряда. Энергия отдачи, которая возникает при выстреле, вначале останавливает, а затем заставляет движущиеся детали ствола и откатных устройств перемещаться в обратном направлении. В результате этого энергия отдачи сокращается на 70%. Остаток энергии используется для того чтобы вернуть откатные устройства и ствол в исходное положение для последующего цикла выстрела. При этом у такой системы существует достаточно большое количество проблем, которые связаны с безопасностью работы. Инициация заряда должна быть точно привязана к производству выстрела и скорости движения ствола. Установленный датчик скорости должен быть надежным и точным. Даже интервал в 40 мс между реакцией датчика и воспламенением заряда может привести к недопустимому рассеиванию по дальности. При этом в том случае, если заряд не инициируется (в случае осечки), система отката должна быть в состоянии остановить движение откатных устройств и ствола без схода установки с огневой позиции. А в случае с затяжным выстрелом, когда выстрел происходит в полностью «выкаченном» положении ствола, система отката должна быть в состоянии справиться с полной отдачей. 

Компания Mandus со своей новой 105-мм легкой гаубицей долгое время избегала продвижения на американском рынке аналогичных орудий, предпочитая позиционировать свое детище в нише 120-мм самоходных минометов, которые прочно завоевали свое место на международном рынке. Типичные образцы таких минометов, изготавливаются компаниями GDLS Stryker Mortar Carrier, International Golden Group Agrab, KADDB VM3. Гаубица Hawkeye в отличие от минометов предлагает большие возможности по минимальной и максимальной дальности стрельбы, объединяя в себе возможность ведения огня с закрытых позиций на дальности до 11,5 км и способность ведения огня прямой наводкой по близким целям (минимальная дальность стрельбы из гаубицы ограничивается только дистанцией, необходимой для взведения взрывателя снаряда). Помимо прочего гаубица обладает большей скоростью реакции из-за более высокой скорости полета снаряда. Конечно, 105-мм снаряды содержат меньше взрывчатого вещества, чем 120-мм мины, но с применением современных тонкостенных осколочных боеприпасов этот недостаток может быть компенсирован. В сравнении же с обычными гаубицами, Hawkeye обладает более высокой скорострельностью. Легкая гаубица Hawkeye использует стандартный 105-мм ствол М102 и качающуюся часть М137А1 с длиной ствола в 26,6 калибра, при этом по информации компании разработчика длина ствола может увеличиваться по желанию заказчика. Оценочная дальность стрельбы стандартным осколочным боеприпасом М67 составляет 11,5 км, а активно-реактивными боеприпасами М927 с тем же зарядом – 16,7 км. Первоначально планировалось установить гаубицу на шасси автомобиля Renault Sherpa 4x4, создав тем самым саму легкую и высокоподвижную артсистему, предназначенную для действий на поле боя. Однако в итоге свой выбор конструкторы остановили на военном грузовике Mack. Оценочный вес гаубицы, включая колесный лафет и буксировочное устройство, качающуюся часть, приводы составляет чуть меньше тонны (998 кг). Помимо этого компания разрабатывает облегченный вариант гаубицы для применения на самолетах «ганшипах». Такая гаубица имеет переднее расположение цапф, не имеет лафета и может устанавливаться на бортовой установке самолета. Длина любого варианта гаубицы составляет 3,3 метра, ширина – 0,96 метра, а высота при буксировке за транспортным средством – 0,99 метра.

Для управления огнем Hawkeye может оснащаться как оптическим прицелом, так и электронным, либо их комбинацией. Представленный на выставке прототип оснащен артиллерийской системой позиционирования Selex Galileo LINAPS, которая включает в себя встроенный приемник GPS, лазерный инерциальный гироскоп FIN3110, которые также используются на пушках L118 армии Великобритании. В дополнение к применяемому в LINAPS простому индикатору стрельбы с закрытых позиций, легкая гаубица оснащается телескопическим прицелом, который позволяет вести огонь прямой наводкой. Данный прицел оснащается компьютеризированной прицельной маркой, налагаемой баллистическим вычислителем. В соответствии с реализованной концепцией открытие затвора и заряжание легкой гаубицы Hawkeye осуществляется полностью в ручном режиме, но разработчики уже рассматривают возможность создания полностью автоматического «цифрового» варианта, оборудованного автоматическими приводами и заряжанием. При этом приводы горизонтального и вертикального наведения имеют цифровое управление, что делает возможным полную стабилизацию орудия на платформе – вплоть до возможности ведения огня в процессе движения. В Компании также заявляют, что в случае возникновения необходимости они могут разработать Hawkeye в калибре 155 мм. При этом даже характеристики системы в ее нынешнем состоянии обеспечивают превосходство над всеми существующими самоходными минометами. В компании Mandus Group верят в потенциал своего детища и в дальнейшие возможности развития своей системы. Выгоды от нее могут быть еще более полно осознаны при использовании с более мощными орудиями, в первую очередь по баллистике. К примеру, с легкой пушкой L118 длина ствола которой составляет 37 калибров, а максимальная дальность стрельбы составляет 17,2 км., или с 105-мм/57 гаубицей Denel LEO, которая при помощи активно-реактивных боеприпасов может поражать цели на удалении в 30 км.
 

 
2) В рамках учений «Северный удар 19», проходящих на севере штата Мичиган, войска Национальной гвардии США провели испытания новой легкой 105-мм гаубицы Hawkeye («Ястребиный глаз») с пониженной отдачей на шасси многоцелевого армейского внедорожника Humvee. Гаубичная система Hawkeye по-прежнему считается экспериментальной, хотя впервые была представлена публике еще в 2011 году.
105-мм самоходная гаубица Hawkeye на шасси полноприводного автомобиля Humvee удовлетворяет запросам не только американских военных, но и отвечает требованиям иностранных заказчиков к подобным артиллерийским системам. Сегодня это уникальная возможность получить самоходную гаубицу по доступной цене. При этом артиллерийская установка может использоваться экспедиционными силами и высокомобильными подразделениями. Артиллерийская установка удовлетворяет концепции огневой поддержки воздушно-десантных и воздушно-штурмовых подразделений. Данная артиллерийская система идеально подходит для вооружений подразделений легкой пехоты, роль которых в США в последнее время выполняют 101-я воздушно-десантная (воздушно-штурмовая) и 82-я воздушно-десантная дивизии. Данная самоходная артиллерийская система идеально подходит под концепцию артиллерийского рейда, который отрабатывается полевой артиллерией перечисленных выше дивизий более полувека. Основной ударной силой при такой операции выступает полевая артиллерия, при этом привлекаться для атаки могут весьма ограниченные силы – взвод или батарея. Этого достаточно для достижения большинства тактических или оперативных целей. При этом самоходная артиллерийская установка со 105-мм орудием на шасси Humvee обеспечивает быстрое перемещение артиллерийских средств до необходимых позиций как своим собственным ходом, так и по воздуху. Основным критерием эффективности здесь выступает не могущество 105-мм боеприпасов или максимальная дальность стрельбы, а хорошая скорострельность в сочетании с высокой мобильностью артиллерийских установок, способных провести быстрый огневой налет и быстро покинуть огневые позиции.
105-мм гаубица «Ястребиный глаз» на базе шасси отлично себя зарекомендовавшего в армии внедорожника Humvee существенным образом повышает уровень мобильности, летальности и огневой эффективности легких пехотных подразделений. При этом возрастает и живучесть установки за счет возможности оперативно менять свое местоположение и маневрировать огнем. Данная артиллерийская система особенно подходит для проведения воздушно-десантных операций. При этом возможна как перевозка системы по воздуху вертолетами или транспортной авиацией и десантирование посадочным способом, так и десантирование парашютным способом. Артиллерийская установка Hawkey существенно повышает боевую мощь и готовность десантных подразделений, обеспечивая их эффективным артиллерийским инструментом огневой поддержки, который готов к бою практически сразу после десантирования. Благодаря универсальному 105-мм калибру и использованию проверенного временем шасси максимально упрощаются логистические операции по использованию и обслуживанию артиллерийской установки в войсках. При этом установку могут легко освоить бойцы с уже имеющимися у них артиллерийскими навыками, длительного обучения не потребуется. Самоходная 105-мм гаубичная система Hawkeye на платформе многоцелевого армейского внедорожника отличается наличием технологии пониженной отдачи («мягкая отдача», soft recoil). Данная технология используется для снижения силы отдачи гаубицы при стрельбе. Суть технологии заключается в том, что откатывающимся частям орудия придается встречное ускорение непосредственно перед воспламенением пороховых зарядов. Благодаря этому энергию отдачи можно уменьшить примерно на 50 процентов. В свою очередь это ведет к снижению нагрузки на лафет орудия через цапфы, позволяя разработчикам существенно сократить вес артиллерийской системы по сравнению с обыкновенными вариантами буксируемых гаубиц того же калибра, но с полным откатом ствола.
Объединение 105-мм артиллерийской системы с пониженной отдачей с легендарным, проверенным временем и надежным шасси Humvee стало залогом создания динамичной артиллерийской платформы, которая позволяет быстро занять необходимые артиллерийские позиции и также быстро их покинуть в случае необходимости. Испытанная на учениях «Северный удар 19» самоходная артиллерийская система повышает боевые возможности подразделений легкой пехоты и их тактическую гибкость. При этом немаловажно, что расчет такой установки вдвое меньше, чем у традиционных 105-мм буксируемых артиллерийских систем, имеющихся в распоряжении американских военных. Легкая 105-мм гаубица Hawkeye с технологией пониженной отдачи построена на базе стандартной американской гаубицы M102. Длина ствола новой гаубицы также составляет 27 калибров, но по желанию заказчиков это значение может быть увеличено. Дальность стрельбы новой артиллерийской системы ограничена 11,5 км при использовании стандартных боеприпасов и 15,1 км при использовании 105-мм активно-реактивных снарядов. Стоит отметить, что для стрельбы может использоваться вся номенклатура 105-мм боеприпасов, которые в настоящее время находятся на вооружении американской армии, в том числе осколочно-фугасные снаряды, дымовые, осветительные, кассетные с готовыми поражающими элементами и т.д.
Максимальная скорострельность установки составляет 10-12 выстрелов в минуту. Обладая высокой скорострельностью, артиллерийская установка на шасси многоцелевого американского внедорожного автомобиля Humvee (HMMWV) идеально подходит для реализации концепции «стреляй и беги». Выпустив по противнику несколько снарядов, установка может очень быстро сняться с места и сменить позицию, избежав ответного удара со стороны противника. В этом плане мобильная версия легкой американской 105-мм гаубицы гораздо практичнее буксируемых вариантов гаубиц M102 и M119. Еще одним важным отличием является уменьшение расчета до 3 человек, при этом в экстренных случаях обслуживать 105-мм гаубицу Hawkeye смогут всего два бойца. Размещение на открытой платформе обеспечивает легкое наведение орудия по горизонтали на 360 градусов. При этом углы вертикальной наводки орудия составляют от -5 до +72 градусов. Все это в совокупности делает новую артиллерийскую установку отличной альтернативой стандартным 105-мм буксируемым артиллерийским системам, находящимся на вооружении американской армии. Боевая масса самоходной установки Hawkeye на шасси Humvee не превышает 4,4 тонны. Длина установки около 5 метров, ширина – 2,4 метра, высота в походном положении – 2,3 метра. При этом пониженная отдача, которая и является одной из основных особенностей 105-мм гаубицы Hawkeye, позволяет разместить артиллерийскую систему на различных шасси. Ранее компания Mandus представляла вариант размещения гаубицы на шасси легкого тактического транспортного средства Mack Sherpa с бронированной кабиной. Также возможна установка на шасси обычных коммерческих пикапов, к примеру, на шасси Ford F250. Благодаря небольшой массе самоходная установка может быть поднята в воздух тяжелым транспортным вертолетом CH-47 Chinook (транспортировка на стропах) и легко помещается в военно-транспортный самолет средней дальности C-130 Hercules.
Установленная на шасси Humvee артиллерийская установка обладает хорошими ходовыми характеристиками. Максимальная скорость составляет до 100 км/ч, запас хода по шоссе – 400 км. Автомобиль в состоянии преодолевать вертикальные препятствия высотой до 0,3 метра, траншеи шириной до 0,5 метра и броды глубиной до 0,76 метра (с подготовкой до 1,52 метра). При этом автомобиль обладает штатным полным приводом (4х4), что в совокупности с 190-сильным дизельным двигателем обеспечивает установке хорошую проходимость по большинству типов местности. 
 
https://topwar.ru/   2019 год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий