В 1938 году в Югославии состоялась первая международная авиационная выставка, участниками которой стали восемь стран. Югославия, страна - организатор выставки, была представлена моделями опытных машин, что свидетельствовало о большой работе, проведенной югославскими конструкторами с целью модернизации своих военно-воздушных сил. Основу югославских ВВС этого периода составляли машины, построенные по лицензии или прямо ввезенные из-за рубежа, в том числе Do-17K, ''Бленхейм'' I , Ме-109Е-3, ''Харрикейн'' I. Внимание участников выставки привлекала к себе модель двухмоторного бомбардировщика очень необычных аэродинамических форм: высокоплан с разнесенным оперением выглядел так, словно его нарочно перевернули вверх ногами ...
Автор конструкции, югославский инженер Савва Момчилович, ориентировался на итальянский бомбардировщик Бреда Ba-88 ''Линч'', завоевавший в свое время пять скоростных рекордов. Разрабатывая свою машину, получившую имя ''Оркан'', Момчилович довел до совершенства аэродинамику итальянской машины. Проект, в разработке которого участвовали инженеры Радойкович, Шостарич и Марьянович, был передан руководству ВВС в конце 1937 года, наряду с двухмоторным бомбардировщиком ZMAJ R-1, также двухмоторным R-313, созданным под руководством Рогожарского, и истребителем ИК-З. Договором от 14 марта 1938 года, фирме ''Икарус'' было выделено 6,4 млн. динаров на постройку прототипа. Первый вылет планировался на июнь 1939 года. Модель ''Оркана'' неоднократно продувалась в туннеле Эйфеля в Париже.
''Оркан'' представлял собой цельнометаллический моноплан с дюралевой работающей обшивкой. Обводы пилотской кабины были выполнены по бесступенчатой схеме и не портили аэродинамику фюзеляжа; несмотря на это, обзор из кабины был чрезвычайно велик, благодаря большой площади остекления. В центральной фюзеляжной секции располагался стрелок -бомбардир, вооруженный 12,7-мм пулемётом. Наведение пулемёта на цель осуществлялось при помощи гидропривода. Стрелок также мог вести огонь назад - вниз из пулемета FN 7,92 мм. Кроме того, в состав вооружения входили одна неподвижная 20 -мм. пушка ''Испано'' 404 и два пулемета FN для курсовой стрельбы. Створки бомбоотсека были полностью остеклены. ''Оркан'' мог брать на борт четыре 106 -кг. бомбы Станковича для бомбометания с пикирования. Кроме того, бомбоотсек служил кабиной наблюдателя в разведывательных полетах.
Проект рассчитывался под 14-цилиндровые двигатели ''Испано-Сьюиза'' 14АВ (670 л.с.), сравнительно небольшого диаметра. Но, после вступления Франции в войну, поставки двигателей из этой страны прекратились. Проблема с двигателями, помимо иных технических трудностей, привела к тому, что доводка ''Оркана'' затянулась. Правда, ''Икарусу'' удалось выиграть некоторое время, использовав патентованное французское шасси ''Мессьер''; однако, уже в марте 1940 года стало ясно, что самолет вряд ли удастся вовремя запустить в серию. Тем не менее, руководство ВВС согласилось испытать машину с итальянскими 840- сильными двигателями ''Фиат'' А-74RC-38, большей мощности, но в то же время и большего диаметра. Были установлены итальянские винты изменяемого шага. Схема вооружения не претерпела изменений : одна неподвижная пушка и два пулемета для курсовой стрельбы, 12,7-мм пулемет сверху и пулемет FN снизу. Боезапас составлял 60 снарядов для пушки и по 250 патронов для пулеметов.
Прототип, пока без вооружения, впервые взлетел 24 июня 1940 года; пилотировал Душан Миливоевич. При посадке самолет получил повреждения, его долго ремонтировали; особенно ощущалась нехватка французских запасных частей. Лишь 19 марта 1941 года, летчик -испытатель Василий Стоянович смог продолжить испытания. Самолет в целом подтвердил ожидаемые характеристики, но двигатели не удалось опробовать на максимальных оборотах, так как шаг винта на левом и правом двигателе не совпадал; кроме того, двигатели работали ненадежно. На доводку самолета не хватило времени: Стоянович успел выполнить всего 13 полетов до 6 апреля - даты вторжения нацистов в Югославию. Прототип ''Оркана'' был поврежден во время налета германской авиации, взят немцами в качестве трофея и вывезен железнодорожным составом в Германию, где его следы теряются.
ТТХ : размах крыла - 13,25 м, длина - 10 м, высота - 3,2 м, площадь крыла - 26 кв.м., вес пустого - 2870 кг, нормальный взлётный вес - 4500 кг, мощность двигателя - два FIAT A-74 RC.38 по 840 л.с., максимальная скорость - 545 км/ч, боевая дальность - 1200 км, потолок - 11000 м, экипаж - 2 человека, вооружение : 1 пушка 20-мм (60 снарядов), 1 пулемёт 12,7-мм и три пулемёта 7,92-мм (по 250 патронов), 4 бомбы по 106 кг.
Комментариев нет:
Отправить комментарий