01/10/23

Разведчик - лёгкий штурмовик КБ-11А Фазан (Болгария. 1940 год).

В 1938 году командование Воздушными Войсками (Воздушные Его Величества войска) дает задание на разработку и возможное производство легкого дивизионного разведчика и штурмового самолета с двигателем Alfa-Romeo 126RC34 с взлетной мощностью 565,5 kW/770 л.с. Конструкторское бюро "Български Капрони"- Казанлак, под руководством инженера Калигариса, представляет свой проект - КБ-11, но он отброшен. Это - биплан, а время бипланов безвозвратно ушло. Второй проект представляет моноплан с высоко расположенным крылом и неубираемым шасси с оригинальной, но неудачной схемой. В аэродинамической трубе фирмы "Капрони" в Милано 07.10.1939 г. испытывается масштабная модель самолета. После снятия характеристик в трубе приступают к постройке прототипа. Когда прототип готов, у него столь необычный вид, что вездесущие авиационные шутники сразу прозвали его "Квазимодо" (горбун из романа "Парижской Богоматери") ...
Облет "Квазимодо" производят в апреле 1940 г. полковник Васил Вълков и подполковник инженер Петко Попганчев. После полетов испытатели представляют обстоятельный письменный отчет о качествах самолета, а устно заявляют, что вторично полетели бы на этой машине только, если лично царь им прикажет. В чем заключаются более важные недостатки самолета, отмеченные опытными летчиками-испытателями? Во время разбега самолет не удерживает направления на взлете. Во время полета проявляется передняя центровка. Управление очень тяжелое, самолет вяло подчиняется командам. При посадке касание с землей происходит под критическим для капотирования углом. Кабина экипажа расположена над крылом таким образом, что при возможном капотировании самолета экипаж обречен. Крыло ухудшает видимость пилота влево и вправо, что очень некстати в боевых условиях. Конструкция шасси неудачна, при более грубой посадке стойки, прикрепленные к крыльям, сломаются и повредят крыло. Мнение Вълкова, Попганчева и Технической комиссии Воздушных Войск: "В таком виде самолет быть принят исключено!". Руководство предприятия "Български Капрони - Казанлак оказывается в очень трудном положении. В то же время по тому же заданию инженер Цветан Лазаров создает свой замечательный ДАР-10А. Этот самолет ставит под угрозу будущее самолета, сделанного в Казанлаке. Предприятие "Български Капрони", хотя и пользовавшееся покровительством Дворца (болгарская царица Йоанна - бывшая принцесса Джованна Савойская, дочь короля Италии - зам. авт.), опасается, что Воздушные Войска предпочтут ДАР-10А. В спешном порядке перерабатываются чертежи и делаются новые расчеты. Конструируется новое шасси, подобное по схеме шасси КБ-5. Крыло приподнято еще выше и возвышается над кабиной, являясь естественной защитой экипажа при возможном капотировании самолета. В отличие от первого прототипа, на новом устанавливаются V-образные подкосы, подпирающие крыло, а шасси уже прикреплено не к нему, а посредством специального узла - к фюзеляжу самолета.
После внесенных изменений второй прототип принят без замечаний, и самолет запущен в серийное производство. Однако, в эксплуатации самолеты показывают, что мощность двигателя - недостаточная, и поэтому серийное производство продолжается с установкой уже другого, более мощного двигателя. Непосредственно перед начала Второй мировой войны между Болгарией и Польши заключен контракт на строительство самолетов PZL-37 и доставлены двигатели Bristol-Pegasus XXI. Но война помешала на выполнение намеченной программы и двигатели остались в складах. Так, они пришлись очень кстати и нашли приложение на КБ-11. Помимо нового двигателя, в самолеты второй и третьей серии внесены изменения в остекление кабины. Новую форму получают горизонтальная плоскость и хвостовой кок. Небольшие изменения сделаны и в шасси. Но, несмотря на значительные улучшения и более мощный двигатель, КБ-11 не может достичь характеристик ДАР-10А. КБ-11 - моноплан с высоко расположенным подкосным крылом. Конструкция - смешанная. Крыло - деревянное, эллипсовидное в плане. Состоит из двух полукрыльев, прикрепленных к корпусу над пилотской кабиной. Обшивка - из фанеры и полотна. Элероны - с сервокомпенсаторами и весовой компенсацией. Имеет клапы-закрылки, расположенные между элероном и кабиной. Рули снабжены триммерами. Корпус - металлическая ферма, в большей своей части обшитая дюралевой жестью. Только нижняя сторона хвостовой части обтянута полотном. Шасси - с шинами низкого давления с гидравлическими тормозами. Хвостовой костыль управляем и имеет колесо с шиной низкого давления. Кабина - очень просторная, сильно остекленная, что обеспечивает отличный обзор пилоту и особенно - наблюдателю. Все самолеты имеют фотолюк и место для установки аэрофотокамеры. Втора и третья серии имеют рации.
Вооружение на КБ-11 состоит из двух неподвижных синхронных 7,92-мм пулеметов. Расположены слева и справа от двигателя. Наблюдатель вооружен сдвоенным 7,92-мм пулеметом для защиты хвоста. В средней части корпуса, около центра тяжести расположены бомбодержатели на 8 бомб по 50 кг или 4 бомбы по 100 кг. Серийные самолеты КБ-11 (получивший наименование "Фазан") имеют хорошие для своего класса летно-технические характеристики. Они принимают участие в войне в составе 333-й и 453-й эскадрильи близкой разведки. Но, ввиду большого внешнего сходства с немецкими самолетами Henschel Hs 126, которые многократно атакуют позиции болгарской армии, зенитная артиллерия прикрытия войск иногда обстреливает самолеты КБ-11. Это вынуждает командование Воздушными Войсками вывести эти самолеты из активной боевой деятельности. Первые самолеты типа КБ-11 имеют трехлопастные металлические винты "Альфа-Ромео", доставленные вместе с двигателями. Но импортные винты создают трудности, поскольку находятся в ограниченном количестве. В отделе винтов "Български Капрони" разрабатывается двухлопастный деревянный винт с эквивалентными трехлопастному винту характеристиками. Их предприятие выпускает в достаточном количестве и самолеты КБ-11 "Фазан" в основном летят с такими винтами. Окраска КБ-11 - типичная для боевого самолета Болгарских Воздушных Войск периода Второй мировой войны. После Второй мировой войны Болгария передает возрождающейся авиации Югославии большое число самолетов разных конструкции - 100 истребителя Messerschmitt Bf.109G-2, G-6, G-10, учебные самолеты ДАР-9 "Синигер", две дивизии бомбардировщиков Пе-2, штурмовики Ил-2, как и 30 машин КБ-11 "Фазан". После ремонта "Фазаны" летают в частях Югославских ВВС до 1956 года.
ТТХ : длина - 9,2 м, размах крыла - 12,8 м, площадь крыла - 25,23 кв.м., вес пустого - 1570 кг, взлётный вес - 2400 кг, силовая установка - один PZL Bristol-Pegasus XXI мощностью 930 л.с, максимальная скорость - 394 км/ч, боевая дальность - 1280 км, потолок - 8100 м, экипаж - 2 человека, вооружение : два спаренных пулемёта 7,92-мм, до 400 кг бомб.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий