04/10/23

Опытные САУ "Майнун" и "Аль-Фао" (Ирак. 1987 - 1989 год).

В конце 1980-х годов промышленностью Ирака были созданы две самоходные артиллерийские установки повышенной баллистики : 155-мм "Майнун" и 210-мм "Аль-Фао". Особенностью той и другой является использование в качестве ходовой части колёсного шасси 6х6. На момент создания это был третий в мире образец отказа от гусеничной базы для систем подобного класса (после Чехословакии и ЮАР). Разработка 210-мм орудия (единственного в мире такого калибра) диктовалась необходимостью превзойти 175-мм пушки (М107 производства США) состоящие на вооружении армии Ирана. Впервые оба образца были показаны на выставке в Багдаде в мае 1989 года ...
В создании этих САУ, кроме фирмы "Space Research Corporation" в которой работал знаменитый Джеральд Булл, принимали участие испанские (отвечали за ходовую часть) и французские (производство собственно орудий) специалисты. Оба образца имеют идентичные ходовые части. Место механика-водителя вынесено далеко вперёд, двигательная установка размещается за его спиной (используется двигатель "Мерседес-Бенц" мощностью 560 л.с.). Такая схема обеспечивает достаточно широкий спектр обзора при управлении. Отделение механика-водителя изолировано от боевого, где размещается экипаж. Башня расположена в задней части корпуса, слева и справа расположены два входных люка, один большой люк для загрузки боеприпасов находится в башне сзади. Для аварийного покидания машины в нижней части также расположены два люка. Имеется оборудование для автоматического поддержания давления в шинах. Дополнительная стабилизация установок опорными плитами или вспомогательными сошниками по мнению разработчиков не нужна. 
 
ТТХ САУ "Majnoon"

Вес: 43 тонны
Длина: 12 метров
Ширина: 3.5 метров
Высота: 3.6 метров
Максимальная скорость по шоссе: 90 км/ч
Скорость по пересечённой местности: 60-70 км/ч
Калибр: 155 мм
Длина ствола: 8,06 м (52 калибра)
Число нарезов: 48
Длина отката орудия: 1.041 м
Углы подъёма орудия: 0-72 градуса
Углы поворота орудия: до 40 градусов в обе стороны
Дальность стрельбы снарядом ERFB: 30200 м
Начальная скорость снаряда ERFB: 900 м/с
Дальность стрельбы снарядом ERFB-BB: 38800 м
Начальная скорость снаряда ERFB-BB: 889 м/с
Масса снаряда: 45,5 кг
Скорострельность: 4 выстрела в минуту
Обе гаубицы отличаются друг от друга главным образом артиллерийской частью. Система "Майнун" имеет ствол калибра 155-мм и длиной 52 калибра оснащённый эжекторным устройством и поперечно-щелевым дульным тормозом, в то время как в качестве основного вооружения "Аль-Фао" использует ствол калибра 210-мм и длиной 53 калибра также оснащённым эжекторным устройством и двухкамерным однорядным оконным дульным тормозом. В обоих случаях прицел для стрельбы прямой наводкой располагается слева от орудия. Оба образца были разработаны для стрельбы снарядами ERFB и ERFB-BB. ERFB - это снаряд улучшенной аэродинамической формы, без двигателя. ERFB-BB - то же самое с газогенератором.
 
ТТХ САУ "Al Fao"

Вес: 48 тонн
Длина: 15 метров
Ширина: 3.5 метров
Высота: 3.6 метров
Максимальная скорость по шоссе: 90 км/ч
Скорость по пересечённой местности: 60-70 км/ч
Калибр: 210 мм
Длина ствола: 11.13 м (53 калибра)
Число нарезов: 64
Длина отката орудия: 1.041 м
Углы подъёма орудия: 0-55 градусов
Углы поворота орудия: до 40 градусов в обе стороны
Дальность стрельбы снарядом ERFB: 45000 м
Начальная скорость снаряда ERFB: 997 м/с
Дальность стрельбы снарядом ERFB-BB: 57340 м
Начальная скорость снаряда ERFB-BB: 992 м/с
Масса снаряда: 109,4 кг
Скорострельность: 4 выстрела в минуту
 
Разработка этих самоходных установок началась в 1987 году, в работах принимали участие фирмы из Испании и Франции; обе машины публично демонстрировались на II Международной выставке военной техники, проходившей в Багдаде 28 апреля - 2 мая 1989 года. Прибыли обе машины на оружейную выставку Багдад-89 на борту Ан-124 из Испании, где фирма "Трибиланд" создала для них шасси. Ствол у "Майнун" был копией ствола от новейшей буксируемой 155 мм гаубицы компании СИТЕКСА (которую консультировал Булл). Ствол 210 мм для "Аль-Фао" был создан во Франции. САУ в серию не пошли, были созданы только опытные образцы. В каких-либо боевых действиях участия не принимали.

"Зарубежное военное обозрение" № 3 за 1994 год + помощь товарищей

3 комментария:

  1. Прошу прощения, но название первой САУ звучит не как "Майнун", а как "Маджун" (или "Маджнун" - разные варианты транскрипции с классического арабского языка). Обе САУ названы в честь конкретных географических точек на юге Ирака, в районе каких в ходе Ирано-иракской войны 1988 гг., а точнее в 1985-1988 гг. шли наиболее упорные бои. Аль-Фао или просто Фао - это полуостров в дельте впадения в персидский залив реки Шатт-эль-Араб и один из трёх портов Ирака (и самый южный из них). 8 февраля 1986 г. он неожиданно был захвачен иранцами, что для Ирака стала практически моральной катастрофой. И изрядно подготовившись, 17 марта 1988 г. иракцы этот полуостров и порт в результате очень красивой 34 часовой операции "Мы верим в Аллаха-1" отбили. САУ "Маджнун" названа в честь заболоченной местности несколько южнее и восточнее Басры, в которой в 1985-1988 гг. шли упорные бои и решалась судьбы Ирака - если б иракцы не выдержали, войска ИРИ взяли бы Басру и тогда Иракской Республике был бы просто конец. Но иракцы в необычайно трудных условиях всё же выиграли сражение в болотах Маджнун и они сами по себе стали в Иракской Республике просто легендарными. А потому именно в их честь и названа данная САУ....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошо. Пусть будет так.

      Удалить
    2. Только это очень созвучно арабскому слову "сумасшедший". Я ещё думал кто ошибся ...

      Удалить