В 1960-е годы после получения опыта по применению авиации в локальных конфликтах ( Египет, Вьетнама и другие) специалисты ВВС пришли к выводу что наиболее эффективным самолетом поддержки пехоты на поле боя будут дозвуковые самолеты штурмовики. В ходе этой концепции в США появились такие самолеты как OU-10 Бронко, А-10А Тандерболт-2 (основной боевой самолет поля боя США до настоящего времени) и у ВМС появился Корсар-2. Все они были дозвуковыми. Все это конечно не осталось без внимания руководства СССР. В других странах имеющих авиационную промышленность также стали создавать свои самолеты (винтовые и турбореактивные, но дозвуковые) поля боя. В СССР в ходе проведения в 1967 году масштабных учений "Днепр" стало понятно, что наиболее эффективным самолетом поддержки наземных войск являются дозвуковые МиГ-17, а не сверхзвуковые типа Су-7 и МиГ-21. Все это побудило министра обороны А.А. Гречко в 1969 году обратиться в МАП с просьбой провести конкурс проектов на легкий самолет-штурмовик (ЛСШ). Уже к середине мая руководством ВВС были сформированы тактико-технические требования к такому самолету ...
В конкурсе приняли участие КБ Ильюшина,Микояна,Сухого и Яковлева. Как известно победил Сухой со своим Су-25. Не будем останавливаться почему и как он победил а перейдем к малоизвестному проекту КБ Яковлева Як-25ЛШ. Прорабатывались два варианта: разработка полностью нового самолета и создание самолета на базе находящегося на вооружении и неплохо зарекомендовавшего себя как надежный самолет истребителя-перехватчика Як-25, путем переделки фюзеляжа и установки новых двигателей , вооружения и оборудования. Второй вариант оказался менее затратным и по этому предпочли его чтобы уложиться в минимальные сроки .Он позволял создать самолет за 5-6 месяцев. Основные изменения при создании штурмовика получившего обозначение Як-25ЛШ (легкий штурмовик) заключались в следующем : легкий штурмовик предназначался для авиационной поддержки общевойсковых соединений путем поражения наземных объектов противника в тактической и ближайшей оперативной глубине. Основной задачей самолета должно было стать уничтожение живой силы и техники, в том числе подвижных одиночных и малоразмерных целей днем и ночью при визуальной видимости, дополнительной задачей считалось уничтожение самолетов ВТА и вертолетов на малых и средних высотах, базирование самолета могло осуществляться на грунтовых аэродромах.
- носовая часть фюзеляжа переделывалась для обеспечения обзора вперед-вниз 20 град.;
- комплекс оборудования перехватчика заменялся комплексом оборудования штурмовика;
- все жизненно важные части самолета (кабина пилота, двигатели, часть оборудования) бронировались;
- топливные баки надежно протежировались;
- в качестве стационарного оружия устанавливались две пушки ГШ-23 с боекомплектом 400 снарядов и фюзеляжный блок реактивных снарядов АРС-57 или КАРС-57 на 100 шт., а под крылом монтировались шесть пилонов для внешней подвески различного вооружения;
- катапультируемое кресло обеспечивало спасение летчика на всех режимах полета, включая взлет и посадку.
Боевая нагрузка Як-25ЛШ составляла : нормальная - 1500 кг, максимальная - 3000 кг. Ассортимент бомбового вооружения включал в себя бомбы калибра 50,100,250 и 500 кг всех типов. На шести подкрыльевых пилонах могло размещаться до четырех подвесных контейнеров с пушками ГШ-23 и боекомплектом (по 250 снарядов). Управляемое оружие включало до четырех ракет Х-23 и Р-ЗС, неуправляемое - до шести НАР С-24 и С-25. Интересным было решение размещения фюзеляжного 100-снарядного блока НАР, который был установлен за основной нишей шасси и мог опускаться вниз для перезарядки или замены снаряженным. Стволы блока имели угол установки для стрельбы вперед-вниз под углом 45 град., т.е. пуск ракет при штурмовке наземных целей мог производиться в горизонтальном полете, что в свою очередь повышало выживаемость самолета на малых высотах.
По мере проработки проекта самолет претерпевал изменения: крыло стало высокорасположенным, увеличивалась его площадь, совершенствовалась механизация с целью улучшения взлетно-посадочных характеристик Як-25ЛШ. Прорабатывалась установка более мощных двигателей РД-9Ф и АМ-11. К концу декабря 1971 года первоначальный вид штурмовика сильно преобразился.
Практически осталась неизменной только велосипедная схема шасси. Самолет под названием Як-ЛШ-2 имел фюзеляж, удлиненный на 500 мм, благодаря чему увеличился объем топлива. Высокорасположенный на киле стабилизатор переместился на фюзеляж, его форма в плане и площадь увеличились. Было разработано полностью новое высокорасположенное крыло большей площади с отклоняемыми носками и мощной механизацией. Стреловидность крыла по передней кромке стала меньше и составила 35 градусов, вместо 45 градусов, в исходном варианте. Все это значительно улучшило аэродинамику самолета, повысило его маневренность, появилась возможность увеличения веса боевой нагрузки. Планировалась установка более совершенного прицельного оборудования, включая лазерный дальномер ФОН-1400.
Как известно самолет Яковлева так и остался проектом и в серию не пошел. Но опыт не пропал даром. В дальнейшем при разработке на конкурс самолетов истребителей четвертого поколения будущих МиГ-29, Су-27 и яковлевского проекта Як-45 на его базе пытались создать унифицированный с ним самолет–штурмовик, который так и остался на бумаге.
Комментариев нет:
Отправить комментарий