В 1974 году вооруженные силы Франции начали освоение первого отечественного самоходного оперативно-тактического ракетного комплекса Pluton. Эта система несла баллистическую ракету с дальностью стрельбы до 120 км и могла атаковать цели при помощи ядерной или фугасной боевой части. При всех своих преимуществах, комплекс «Плутон» имел серьезный недостаток тактического характера: зона ответственности такой техники при дислокации на французской территории была недостаточной. Для повышения ударного потенциала ядерных сил было принято решение о создании новой системы аналогичного назначения с улучшенными характеристиками. Заменой системы Pluton должен был стать ОТРК Hadès ...
Разработка проекта Hadès («Гадес» – одно из имен древнегреческого бога подземного царства) началась только в середине восьмидесятых годов, однако к этому времени французские специалисты уже успели провести некоторые исследования, направленные на развитие ракетной техники. Еще в 1975 году, вскоре после начала эксплуатации «Плутона», военное ведомство сформировало требования к перспективному ОТРК. Оборонная промышленность провела некоторые предварительные исследования, но дальше дело не пошло. Руководство страны пока не видело смысла в замене существующих комплексов. Ситуация изменилась только в конце десятилетия. В самом конце семидесятых годов к идее о модернизации ракетных комплексов вернулись. По результатам анализа возможностей позже было принято решение о создании модернизированной версии комплекса Pluton. Проект Super Pluton представлял большой интерес для армии, однако так и не был доведен до логического конца. В 1983 году работы свернули, поскольку простое развитие существующей техники посчитали нецелесообразным. Для выполнения достаточно высоких требований заказчика следовало разработать полностью новый проект. Официальный старт новому проекту под названием Hadès был дан в июле 1984 года. Заказ на разработку комплекса получила компания Aérospatiale. Кроме того, к работам привлекались компании Space and Strategic Systems Division и Les Mureaux. На тот момент заказчик желал получить оперативно-тактический ракетный комплекс с дальностью стрельбы до 250 км. В общей сложности планировалось выпустить 120 ракет с ядерной боевой частью. Впоследствии требования к проекту несколько раз изменялись. К примеру, военные изменили свое мнение о требуемом типе боевой части, а также повысили необходимую дальность стрельбы. В итоговой версии тактико-технических требований последняя задавалась на уровне 480 км – вчетверо больше, чем у «Плутона».
Анализ опыта эксплуатации имеющихся ракетных комплексов, а также изучение новых требований привели к формированию оригинального облика перспективной системы. В силу определенных причин было решено отказаться от самоходного гусеничного шасси на базе танка и использовать вместо него иную технику. Наиболее удобным с точки зрения эксплуатации и характеристик сочли систему в виде седельного тягача и полуприцепа. На такой технике можно было разместить все необходимые узлы и агрегаты, а также боекомплект в виде двух ракет. Помимо приемлемой грузоподъемности тягач с полуприцепом должен был иметь высокую тактическую и стратегическую мобильность, позволяющую быстро перебрасывать технику в нужный район по существующим автомобильным дорогам. Потери в проходимости по пересеченной местности посчитали приемлемой платой за повышение прочих характеристик. Мобильность нового ОТРК должна была обеспечиваться седельным тягачом Renault R380. Эта машина с колесной формулой 6х4 имела бескапотную компоновку и оснащалась дизельным двигателем мощностью 380 л.с. Характеристики тягача позволяли буксировать специальный прицеп с полным набором различной аппаратуры и двумя ракетами. Так, при общей массе комплекса около 15 т имелась возможность разгона до 90 км/ч на шоссе. Запас хода по топливу превышал 1000 км. Использование коммерческого тягача, по задумке авторов проекта Hadès, должно было дать комплексу определенные преимущества перед существующими системами. Проект «Гадес» подразумевал использование серийного тягача с минимальными изменениями его конструкции и комплектации. В частности, на задней стенке кабины устанавливалась телескопическая антенна для связи и приема целеуказания. Также предусматривалось оснащение рабочего места водителя некоторыми дополнительными устройствами, такими как средства связи с другими членами экипажа. Главной задачей тягача была буксировка специального полуприцепа, представлявшего собой автономную пусковую установку для ракет. Внешне такой полуприцеп мало отличался от аналогичных изделий, используемых для перевозки различных грузов. Наиболее заметным отличием при этом являлась камуфляжная окраска, явно говорящая о военном предназначении машины. Тем не менее, все сходство с иными полуприцепами ограничивалось лишь внешним видом. Основным элементом полуприцепа-пусковой установки был силовой агрегат большой длины, имевший крепления для всех узлов и деталей. Сверху на нем помещались несколько элементов корпуса, снизу – ходовая часть, средства соединения с тягачом и т.д. При использовании некоторых элементов, заимствованных у серийной техники транспортного назначения, полуприцеп комплекса Hadès имел ряд характерных черт, прямо связанных с его предназначением.
В передней части полуприцепа монтировался крупный отсек-фургон с рабочими местами расчета и различной радиоэлектронной аппаратурой. Для маскировки верхняя часть бортов и крыша отсека расчета прикрывалась тканевым тентом. По бокам от отсека-фургона имелись невысокие борта, прикрывавшие его. Эти борта проходили по всей длине полуприцепа. В центральной и кормовой его частях борта использовались в качестве кожуха различных систем, используемых с качающейся пусковой установкой. Кроме того, рядом с ними находились крепления для установки и ракет в транспортном положении. В корме платформы находился шарнир для монтажа качающейся рамы пусковой установки. Последняя имела гидравлический привод для подъема и крепления для установки транспортно-пусковых контейнеров ракет. В походном положении рама с контейнерами должна была укладываться в горизонтальное положение. При этом контейнеры образовывали некое продолжение крыши отсека расчета. За счет подобного положения агрегатов обеспечивалось максимальное сходство пусковой установки с грузовым полуприцепом. Для дополнительной маскировки ТПК ракет на марше предлагалось прикрывать тентом. Полуприцеп получил «традиционное» шасси на основе двухосной тележки с двускатными колесами. Подобная ходовая часть не могла обеспечить требуемую стабильность пусковой установки при старте ракеты, из-за чего полуприцеп оснастили набором домкратов. Два таких устройства телескопической конструкции с гидравлическими приводами поместили в передней части полуприцепа, непосредственно позади тягача. Еще две опоры помещались в корме и крепились к качающимся рычагам, увеличивающим расстояние между ними. Управлять оперативно-тактическим комплексом Hadès должен был экипаж из трех человек. Рабочее место водителя находилось в кабине тягача. Двое других членов экипажа, отвечавших за применение ракетного оружия, во время боевой работы должны были находиться в переднем отсеке-фургоне полуприцепа. Попадать в отсек предлагалось при помощи двери в его передней стенки. Непосредственно за ней стояли два кресла, перед которыми находился набор необходимых пультов, органов управления, экранов и индикаторов. Отсек расчета не отличался большими размерами, но вмещал все необходимое и давал требуемое удобство работы. ОТРК «Гадес» имел общую длину около 25 м, ширину 2,5 м и высоту порядка 4 м. Боевая масса достигала 15 т. За счет достаточно мощного двигателя и колесной ходовой части тягач марки «Рено» обеспечивал высокие характеристики подвижности. Боевая машина могла быть переброшена в нужный район в кратчайшие сроки. Одновременно с этим почти исключалось перемещение по пересеченной местности. Одним из базовых положений проекта Hadès был отказ от дальнейшего развития существующей ракеты системы «Плутон», имевшей недостаточные характеристики. Для нового комплекса было решено создать иное вооружение. При этом, однако, общая архитектура новой ракеты соответствовала наработкам по предыдущему комплексу. Вновь предлагалось использовать одноступенчатую твердотопливную ракету со специальной боевой частью и автономной системой наведения.
Ракета новой модели получила цилиндрический корпус большого удлинения с оживальным головным обтекателем. Рядом с хвостовым срезом помещались Х-образные стабилизаторы с рулями для управления в полете. Компоновка изделия так же осталась прежней. Головной отсек отдавался под размещение боевой части и систем управления. Все прочие объемы корпуса вмещали твердотопливный двигатель с повышенными характеристиками. Ракета Hadès имела длину 7,5 м при диаметре корпуса 0,53 м. Стартовый вес – 1850 кг. Для доставки боевой части к цели было предложено снова использовать твердотопливный двигатель. За счет использования нового топлива и увеличенного размера его заряда планировалось достичь значительного повышения характеристик в сравнении с существующими аналогами. Кроме того, твердотопливный двигатель не предъявлял особых требований к транспортировке, что было важно для мобильной ракетной системы. Базовый вариант проекта «Гадес» подразумевал использование автономной инерциальной системы наведения. При помощи гиростабилизированной платформы с датчиками автоматика должна была определять перемещения ракеты и ее положение в пространстве, а затем выдавать команды на рулевые машинки. По расчетам, круговое вероятное отклонение при использовании такого наведения должно было составлять 100 м. Также прорабатывалась возможность использования коррекции траектории на конечном участке по сигналам навигационных спутников. Это позволяло довести КВО до 5 м. Как и ракета предыдущего проекта, изделие Hadès сохраняло возможность маневрирования как на активном, так и на конечном участке траектории. Улучшенная «спутниковая» система наведения не вышла из стадии предварительных проработок. В головном отсеке ракеты должна была помещаться термоядерная боевая часть типа TN 90. Разработка этого изделия стартовала в 1983 году с целью будущей замены существующих боевых частей используемых ракет. Одной из основных особенностей проекта TN 90 было использование боевой части переменной мощности. В зависимости от типа цели можно было установить мощность взрыва до 80 кт. Для решения некоторых боевых задач ракеты Hadès также могли использовать фугасную боевую часть той же массы, что и специальная. Такой вариант ракеты был проще в изготовлении и эксплуатации, однако отличался гораздо меньшим могуществом. Разработка совершенно новой ракеты позволила полностью выполнить требования заказчика, касавшиеся дальности стрельбы. Минимальное расстояние до цели определялось на уровне 60 км, максимальное – 480 км. Характерной особенностью ракеты была сравнительно малая высота траектории. При стрельбе на максимальную дальность ракета не поднималась на высоту более 150 км.
Ракеты комплекса «Гадес» предлагалось на заводе помещать в транспортно-пусковой контейнер и в таком виде поставлять в войска. Контейнер представлял собой прямоугольное изделие длиной порядка 8 м с шириной и высотой около 1,25 м. С обеих сторон контейнер закрывался крышками, предохраняющими ракету от различных воздействий. На нижней поверхности ТПК имелись крепления для монтажа на качающуюся раму пусковой установки, а также набор различных разъемов. Размеры контейнера позволяли одной пусковой установке одновременно перевозить сразу две ракеты с боевой частью нужного типа. Процесс подготовки комплекса к стрельбе был достаточно простым. Прибыв на указанную огневую позицию, расчет ОТРК Hadès должен был вывесить пусковую установку на домкратах, снять тенты, занять свои места и получить от командного пункта данные о цели. Далее информация о требуемой траектории вводилась в автоматику ракет, после чего можно было поднимать пусковую установку в вертикальное положение и давать команду на запуск. После этого всю ответственность за поражение цели брала на себя бортовая автоматика ракеты. Экипаж комплекса, в свою очередь, мог использовать вторую ракету или уйти с позиции. Разработка проекта Hadès продолжалась в течение нескольких лет. В 1988 году опытный образец новой техники представили на испытания. На одном из французских полигонов были опробованы ходовые части комплекса, после чего начались проверки ракет. В течение 1988 года было выполнено семь испытательных запусков. Все эти проверки проводились с одиночными пусками. Завершить испытания планировалось отстрелом полного боекомплекта, однако этого не произошло. По некоторым причинам испытателям не удалось получить разрешение на проведение подобных испытаний. Тем не менее, комплекс показал свои возможности и был рекомендован к принятию на вооружение. Возможное боевое применение ракет виделось французским военным следующим образом. В случае начала гипотетического конфликта с Организацией Варшавского договора ОТРК «Гадес» должны были стать одним из средств защиты Франции на дальних рубежах. Характеристики этого оружия позволяли наносить удары по объектам на территории ГДР и других стран-союзников Советского Союза. Кроме того, не исключались удары по наступающему противнику, продвигающемуся по территории дружественных государств.
После завершения испытаний военное ведомство выдало промышленности заказ на выпуск серийной техники. Изначально, во времена начала разработки проекта, планировалось заказать несколько десятков пусковых установок и 120 ракет. Тем не менее, в связи с изменением военно-политической ситуации в Европе заказ сократили до 15 боевых машин и 30 ракет к ним. Потепление отношений между ведущими странами, распад ОВД и другие характерные черты того времени позволяли обойтись без массового производства ракетных комплексов. Новую технику, произведенную в малом количестве, получил только 15-й артиллерийский полк, ранее эксплуатировавший ОТРК Pluton. Первые машины нового типа были переданы полку в 1992 году. Интересно, что комплексы «Гадес» так и не были введены в полноценную эксплуатацию. Еще в сентябре 1991 года президент Франции Франсуа Миттеран объявил об отказе от введения ракетных комплексов нового типа в строй. Эту технику отправили в резерв. Использовать ее предполагалось только в случае возникновения серьезной опасности. К середине 1992 года промышленность завершила выполнение заказа на 15 пусковых установок и 30 ракет. После этого их производство было свернуто и более не возобновлялось. Все новые машины и ракеты для них передавались 15-му артиллерийскому полку. Другие соединения, имевшие на вооружение системы Pluton, новую технику не получали. Появление комплексов Hadès позволило французской армии начать списание устаревших систем «Плутон», которые уже давно не соответствовали актуальным требованиям, а кроме того, не вписывались в текущую военно-политическую ситуацию. Вскоре 15-й артиллерийский полк, хранивший резервные «Гадесы», стал единственным соединением французской армии, располагающим оперативно-тактическими ракетными комплексами. ОТРК Hadès оставались в резерве до начала 1996 года, когда руководство страны приняло решение о полном отказе от подобной техники. В феврале 96-го новый президент Жак Ширак объявил о радикальном реформировании ядерных сил Франции. Силы сдерживания теперь должны были основываться только на баллистических ракетах подводных лодок и ракетах воздушного базирования. Все наземные ракетные комплексы при этом подлежали списанию и утилизации. Вскоре начались демонтаж шахтных пусковых установок для стратегических ракет и утилизация оперативно-тактических комплексов. Последняя ракета Hadès была уничтожена в июне 1997 года. Через два года завершился демонтаж всех объектов инфраструктуры, необходимых для использования подобных комплексов.
Оперативно-тактический ракетный комплекс Hadès мог стать одной из самых лучших систем своего класса, появившихся в девяностых годах прошлого века. Тем не менее, суровая реальность и геополитическая обстановка в Европе оказали серьезное влияние на судьбу этой разработки. Довести комплекс до серийного производства удалось только в начале девяностых годов, когда ситуация уже позволяла обойтись без такой техники. Позже «Гадесу» не нашлось места в обновленной структуре французских ядерных сил. В итоге вся недолгая «карьера» полутора десятка боевых машин заключалась в пребывании на хранении, без официального введения в эксплуатацию и без реальных перспектив.
Комментариев нет:
Отправить комментарий