16/10/23

Перспективный многоцелевой истребитель Kaan (Турция. 2023 год).

Турецкий истребитель пятого поколения KAAN может впервые полететь в конце 2023 года. Об этом со ссылкой на президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана сообщает газета Daily Sabah. В марте 2023 года турецкий перспективный стелс-истребитель прошел рулежные испытания. В январе генеральный директор компании Türk Havacılık ve Uzay Sanayii (TUSAŞ) Темел Котиль сообщил, что KAAN совершит первый полет до конца 2023 года ...
Анкара запустила программу TF-X в 2006 году. В начале 2017 года между турецкой аэрокосмической компанией Turkish Aerospace Industries и британским оборонным концерном BAE Systems была заключена сделка по производству вышеупомянутых истребителей. Оценивается она более чем в 100 млн фунтов стерлингов. TAI, разрабатывающая самолёт Kaan, обязалась поставить для нужд ВВС Турции 10 таких бортов к 2028 году. Приблизительная цена одной такой боевой единицы может достигать 100 млн долларов. Боевой самолёт пятого поколения MMU (Milli Muharip Uçak, ранее известен как TF-X - Turkish Fighter Experimental) - один из самых амбициозных технологических проектов Турции, реализация которого продолжается активными темпами с участием 3 тысяч специалистов. Этот военный самолёт производится при использовании внутренних ресурсов на каждом этапе, начиная от проектирования до производства. Макет первого турецкого истребителя пятого поколения был представлен в 2019 г., внешне самолёт очень сильно напоминать американский F-35. Кроме этого, уже известны некоторые технические подробности по будущей машине, и они очень интересны.
В беседе с агентством «Анадолу» главный конструктор MMU Эмре Йабан рассказал, что «компания Türk Havacılık ve Uzay Sanayii (TUSAŞ) начала работы над проектом в 2006 г. и разработка в 2023 г. находится на завершающей стадии. TUSAŞ или на английском TAI (Turkish Aerospace Industried) известна также как разработчик и производитель аэрокосмических двигателей и первых турецких БПЛА. В рамках проекта по разработке и производству Национального истребителя Турции, как ожидается, будут выполняться около 300 отдельных работ по изготовлению компонентов будущего истребителя. Как ожидается в 2023 г. пройдут первые испытания боевой машины».
Истребитель пятого поколения КААN спроектирован с учётом уменьшения заметности. Проектировщики намерены обеспечить самолёту максимальную защиту. Так в обшивке истребителя предполагается использоваться бронеплитки на основе соединений бора, что также может удешевить стоимость производства (72 % мировых запасов бора находится в Турции). Такая броня используется уже довольно давно, и в СССР еще в 1970-х годах начались исследования свойств этого химического элемента в качестве основы для бронирования военной техники. Бор, как отмечают турецкие инженеры, предоставляет ряд преимуществ в сравнении с другими веществами. Борная броня легче, обладает достаточной плотностью и обеспечивает надлежащую защиту. Она выдерживает высокие температуры, что позволяет бронировать двигатель. Кроме того, композитная броня с содержанием бора создает эффект незаметности объекта для радаров. В конструкция истребителя предполагает внутренний подфюзеляжный оружейный отсек, вмещающий до 4 ракет средней и большой дальности. Также имеются два маленьких боковых внутренних отсека, каждый из них предназначен для двух ракет воздух-воздух малой дальности. Свою помощь в создании истребителя предложила Турции также Италия. По словам посла Италии в Турции, Италия приняла решение поделиться с Турцией технологиями истребителя Typhoon. Среди возможных участников программы называют также Пакистан и Индонезию.
Самолет пятого поколения КААN - многоцелевой истребитель с двумя двигателями, предназначенный в основном для задач класса «воздух-воздух», но он также может быть задействован и для поражения наземных целей. Разработкой радара боевого самолета пятого поколения КААN занимается турецкая компания ASELSAN, а программным обеспечением компания HAVELSAN. Экипаж самолёта - 1 человек, длина - 19 м, размах крыла - 12 м, площадь крыла - 60 кв.м., силовая установка - два ДТРД GE F110, максимальный взлётный вес - 27215 кг. Глава турецкого Управления оборонной промышленности (Savunma Sanayii Başkanlığı - SSB) Исмаил Демир (İsmail Demir) 4 декабря 2021 г. заявил, что в программе турецкого перспективного истребителя TF-X первоначально будет использоваться двухконтурный турбореактивный двигатель (ТРДД) с форсажной камерой». F110, производимый дочерней компанией GE Aviation корпорации General Electric. Для производства авиационных двигателей в Турции есть Tusas Engine Industries бывший завод авиационных двигателей (Jet Fabrikası) в г. Эскишехир, который строился с помощью американских компаний «Дженерал электрик» и «Вестингауз». На заводе авиационных двигателей (Jet Fabrikası) в г. Эскишехир двигатели Pratt & Whitney F110 собираются по лицензии. Первые 20 экземпляров данного самолёта будут оснащены двигателем F110. Американское издание «Defense News» опубликовало материал своего корреспондента Burak Ege Bekdil «Could Turkey’s future TF-X jet include a mix of American and Russian tech?» («Мог бы будущий турецкий самолет TF-X сочетать в себе американские и российские технологии?»), в котором говорится, что, хотя Турция выбрала двигатель американского производства General Electric F110 для своего перспективного истребителя TF-X, при этом, по словам турецкого высокопоставленного должностного лица в сфере закупок продукции военного назначения, его страна также намерена сотрудничать с Россией в локализации производства авиакомпонентов. На серийных самолетах пятого поколения Турция предполагает использовать двигатель собственной турецкой разработки, создание которого ранее планировалось в партнерстве с корпорацией Rolls-Royce.
С этой целью Управление оборонной промышленности (SSB) направило турецким компаниям запрос предложения –RFP (Request for Proposal) по разработке отечественного двигателя для программы создания в Турции собственных технологий реактивных двигателей для истребителей пятого поколения. Большое внимание уделяется оснащению производства испытательным оборудованием, так генеральный директор заявил, что TUSAŞ также намерена построить вторую по качеству в Европе аэродинамическую трубу для самолета пятого поколения. В отличии от других самолетов на турецком самолете пятого поколения используется дополнительное электронное оборудование для обнаружения, отслеживания воздушных целей и систему наведения. У нового самолёта в носовой части перед кабиной установлены специальные инфракрасные системы датчиков поиска и отслеживания целей IRST. Кроме IRST на турецком истребителе решили установить еще и многоцелевую электрооптическую систему наведения EOTS. Эти системы увеличивают возможности самолета. Система IRST ориентирована на обнаружение и отслеживание воздушных целей по их инфракрасной сигнатуре на расширенных диапазонах. IRST не подвержены влиянию конструктивных особенностей, призванных снизить ЭПР самолета, невосприимчивы к атакам средств радиоэлектронной борьбы. Это неплохое дополнение к бортовой РЛС самолета, особенно при участии в операциях, где ожидаются активные помехи радиоэлектронной борьбы.
Датчики IRST работают пассивно в отличие от радара, работающего в активном режиме, поэтому цель не будет предупреждена о том, что она была обнаружена. В общем, IRST является полезным помощником БРЛС, и они могут работать вместе, обнаруживая, отслеживая и поражая цели. Система EOTS, то она подобна той, что присутствует на всех вариантах F-35. Данная система, в первую очередь, предназначены для обеспечения более точного обзора и определения целей на более коротких расстояниях и лазерного обозначения этих целей, если это необходимо. Таким образом, возможности системы EOTS могут быть использованы для захвата целей как в воздухе, так и на море или на земле. Кстати, систему EOTS запросто можно использовать для сбора разведывательных данных с последующей передачей этих данных, например, наземным войскам. По сути, если у турецких инженеров все получится, то одновременная эксплуатация систем IRST и EOTS может обеспечить пилоту более высокую ситуационную осведомленность. То есть, пилот TF-X может использовать систему EOTS для наблюдения за наземными объектами, параллельно задействуя систему IRST для других задач. Более специализированная сенсорная система IRST будет лучше сканировать и сопровождать цели на больших расстояниях, чем EOTS, которая имеет в основном функцию «воздух-земля» и наблюдение за целями. Далее, EOTS и IRST могут работать вместе, при этом EOTS обеспечивает более точное представление о том, что обнаруживают датчики IRST. Это особенно полезно ночью, для идентификации целей, при участии в высокодинамичных воздушных боях или решении таких задач, как перехват крылатых ракет или БПЛА.
18 марта 2023 г. первый турецкий боевой самолет (MMU) вышел на взлетно-посадочную полосу. Впереди еще много испытаний и доработок самолета. В любом случае это большой успех ОПК Турции.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий